Мужской, но женский
Как-то в частной беседе Тина Канделаки сказала: «Череповец? Знаю-знаю. У вас там девушки очень красивые...». Почему-то мне это запомнилось. Возможно, потому, что сама не раз обращала внимание на удивительное скопление красавиц в нашем отдельно взятом городе. Но, наверное, никогда бы не стала писать об этом, если бы не фраза, оброненная знакомой художницей-дизайнером: «У нас мужской город, он ориентирован на мужчин, у него мужская энергетика...»
А между тем, есть парадокс. Противоречие, которое, возможно, в основе самого очень непростого механизма, пирамиды Череповца лежит и влияет на его и так непростую жизнь и развитие.
Череповец все-таки город женский. Женский по своей природе, по тому, как она – природа - распорядилась, какой высококлассный материал сюда отпустила. Какой ресурс предоставила. Вы пройдитесь, посмотрите – одна другой краше. Умницы, характер северный, самодостаточные. Вчера наблюдала – три девочки модельной внешности и рядом один кавалер ущербного вида, расслабленный, грязноватый, не совсем трезвый. Многие такое и похожее у нас каждый день видят. В Питере, к примеру, ему – парнишке этому - так бы не повезло, там женскую красоту ценить умеют, там ее значительно меньше, за нее побороться надо. А у нас навалом. У нас основной вопрос на женской повестке дня: где найти порядочного мужчину. А лейтмотив в женской компании: мужиков нет. Вернее, они есть, но какие. Потому, если он от водки с ног не валится и читать умеет, значит, уже можно ему номер мобильника продиктовать, чтобы одной телевизор не смотреть. Но многие девочки предпочитают телевизор.
Я обо всех мужчинах не говорю. Счастливые исключения только подтверждают грустное правило.
Светлана, дизайнер, которая меня на разговор завела, со мной горячо заспорила. – Нет, у нас город мужской, и женщины у нас, как мужики, властные, злые, грубые...
- Света, ты говоришь уже о следствии, - сказала я ей. А как еще женщина должна существовать в агрессивной среде? Она борется с обстоятельствами, мимикрирует, включает защитные механизмы, прикрывает себя и семью (я детей имею ввиду), нередко и самого хозяина, которого все-таки любит. Потому и грубеет, теряет красоту, к несчастью, иногда и опускается... И в этом процессе, не замечая того сами, участвуют все окружающие.
- В самом деле,- сказала дизайнер Света,- я приезжаю в Вологду, или к родителям в Вожегу, там в каждом дворе, на каждой улице видно, с каким вниманием и уютом обустроены лавочки, заборчики, клумбочки. Как там стараются красиво строить, гармонично по-совести жить. Видимо, спрашивают мужчины у женщин совета... А здесь, я вот квартиру ремонтировала предпринимателю, известному в городе человеку, рисовала проект. Мы сделали мужской кабинет, мужскую гостиную с кухней, мужскую ванную комнату. Все в серо-черно-бежевых тонах. Тренажеры жесткие поставили. Жену его я видела всего один раз, и то случайно. Все решения он сам, без совета с ней, принимал. С трудом убедила заказчика на одну яркую комнату – 10 метров. – Пусть будет,- сказал хозяин. Вот здесь она и будет у меня сидеть, вышивать. Это Череповец...
Да, Череповец строит себя против природы. Между тем, все могло бы быть по-другому. Если бы традиционное русское северное уважение к женщине, забота и почитание в нашем городе были приняты. Вдоль Волги, а мы к ней, Шекснинцы, имеем непосредственное отношение, русское купечество славилось и нравом крутым, и деловой хваткой, и домостроевскими порядками. Но в вопросах веры, соблюдения обрядов, духовности женщинам никогда не перечило. За нарушение поста или неперекрещенный лоб жена своего миллионщика бородатого могла и по затылку съездить. И ничего. Стерпел бы. Виноват. Это историческая справка – информация к размышлению.
Череповец, нередко мне слышать приходится, город искусственный. Он быстро вырос за счет строительства комбината, потом химического комплекса. Мужчин сюда нагнали, мягко говоря, разных. Многие и не слышали, что такое семья, мать, жена. Они построили город для себя на женской земле, жестко и бесцеремонно. И сегодня процесс продолжается.
Мужчины – оккупанты. Они с женским населением города так и обращаются, как испанцы с индейцами. Гнут под себя. Женщин почти нет в руководстве города, они практически не занимают крупных должностей на предприятиях, их немного в предпринимательстве. Это неправильно и вредно, хотя бы потому, что идет против природы вещей. Против самой внутренней энергетики данного географического субъекта. Потому и процессы в городе в большинстве своем искусственные, не от сердца...
Не знаю, может что-то когда-нибудь изменится в ходе вещей. Пока что, судя по всему, ожидать нечего. Да и чего ждать? Только смены очередного погодного сезона – осени, зимы, а затем, как сказал один из специалистов Северстали, рассекая на джпе по улице Металлургов: - Скорее бы весна – бабы разденутся.
Марина Мельникова
«РМ»
29.08.10.
Фото: Владимира Силамедниса