Проклятие «замкнутого круга». Почему у россиян рушатся дома, текут трубы и падают лифты
Как разомкнуть этот коммунальный «замкнутый круг», пока не очень понятно. Но делать это нужно, просто потому, что на кону не только комфорт жителей российских городов, но и их безопасность.
По официальным данным, которые приводит «Лента.ру», годовой оборот рынка управления жильем в России составляет 500 миллиардов рублей. Речь идет об управляющих компаниях и товариществах собственников жилья (ТСЖ), которые следят за состоянием дома, оперативно ремонтируют и убирают подъезд и двор. Счет за эти услуги жильцы могут увидеть в графе «содержание и ремонт дома».
«Така страшна у нас текучка»
Всего в России около 2,4 миллиона многоквартирных домов, а в отрасли работает около 2,5 миллиона человек. За этой внушительной цифрой, увы, не скрывается высокое качество квалификации специалистов. Их постоянно не хватает и они, как правило долго не задерживаются на одном месте — текучка среди работников ЖКХ оценивается общественной организацией «Школой грамотного потребителя» в 45 процентов в год. По данным Минстроя, только пять процентов управляющих компаний (УК), работающих с многоквартирными домами, имеют полностью укомплектованный штат.
«Проблема кадров для сферы ЖКХ была актуальна 10 лет назад, она остаётся актуальной и сегодня. Сегодня даже больше, чем раньше, — рассказывает Самолёту один из руководителей группы череповецких управляющих компаний „Олимп“ Сергей Васюнов. -Если прежде работникам (особенно младшему техническому персоналу) предоставлялись какие-то льготы — бесплатное жильё, предоставление мест в детсадах и т.д., то сейчас ничего этого уже нет. Люди работают только за заработную плату. А заработная плата у нас зависит от того, как мы сумели убедить население повысить стоимость услуг. В 90% случаев это не получается. Потому что естественные монополии уже успели повысить стоимость своих услуг и ресурсов, безо всяких собраний».
По словам Сергея Васюнова, особые проблемы управляющие компании испытывают с комплектованием младшим техническим персоналом: дворниками, сантехниками, электриками. Но достаточно много вакансий и среди инженерно-технического персонала. Главная беда, уверен собеседник Самолёта, в том, что в сферу ЖКХ не идёт работать молодёжь. Основная часть работников — люди предпенсионного возраста. Причём и их так мало, что кадры плавно и постепенно «перетекают» из одной УК в другую. И так — по кругу.
Неудивительно, что в такой ситуации на квалификацию работника часто закрывают глаза — никто не задумывается, есть ли квалификация у сотрудников, какой у них опыт работы. Между тем, по данным Минстроя, профильного образования нет не только у рядовых работников, но и у 70% руководителей УК. Если проблема катастрофической нехватки профессиональных кадров в ЖКХ в ближайшее время не будет решена, есть риск, что жильцам просто не смогут обеспечивать нормальный уровень жизни.
Тотальная некомпетентность
Информацию о тотальной некомпетентности целой отрасли подтверждают и исследования. Например, проведенный Народным фронтом опрос экспертного сообщества отрасли в 20 регионах России показал, что руководящий состав предприятий ЖКХ оценили на 5,5 балла из 10. Рядовые сотрудники заработали пять балла из 10, а технический персонал и вовсе 4,5 балла. Эксперты обеспокоены тем, что сотрудники не умеют общаться с жильцами, не знакомы с новыми технологиями и работают с низкой производительностью. Качество услуг страдает еще и потому, что частные компании не обязаны соблюдать профстандарты, а контроль за их работой фактически отсутствует, ответственности за некачественную работу опять же нет.
Координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды Светлана Калинина также настаивает, что сфера требует квалифицированных кадров. ЖКХ — сфера жизнеобеспечения, а неквалифицированные кадры представляют прямую угрозу для безопасности граждан, поэтому необходимо в обязательном порядке внести квалификационные требования и сдачу экзаменов для всех работников в этой сфере. «Если люди не сдали квалификационный экзамен, значит они не могут работать в сфере ЖКХ. К тому же, если человек, к примеру, сорвал отопительный сезон, то он непрофессионал», — замечает Калинина. Она напомнила, что было много аварий в системе капитального ремонта из-за того, что «на должность руководителя регионального оператора назначались люди из совсем других сфер».
На данный момент квалификация большинства сотрудников никак не проверяется. Единственный, кто обязан иметь профессиональное образование, — руководитель управляющей компании.
Это обязательное требование лицензирования УК, без выполнения которого компания просто не сможет работать на рынке.
«Да, существуют требования к образованию, опыту работы, знаниям, но это касается только руководителя УК и его заместителя, — рассказывает Сергей Васюнов. — Именно поэтому сейчас компании получают лицензию, зачастую не имея в управлении не только ни одного дома, но и соответствующего штата, и оборудования. На мой взгляд, лицензирование в большей степени выполняет функцию „успокоительного“ для региональной и федеральной властей. Проблему кадров и их квалификации оно не решает. Это в большей степени формальный подход».
Кстати, в пресс-службе Минстроя признали, что первоначально рассматривалась идея введения обязательных квалификационных требований для всех сотрудников ЖКХ, а не только руководителей, но от нее пришлось отказаться, так как это привело бы к дополнительным расходам УК и, соответственно, к резкому росту счетов за обслуживание дома. Минстрой признает, что только крупные компании могут позволить себе постоянный штат из технических специалистов, большинство же просто нанимает подрядчиков.
«Денег нет, но вы держитесь»
«Стоимость вопроса» является ключевой для решения кадровой проблемы в сфере ЖКХ, особенно в управлении многоквартирными домами (МКД).
Получить образование по профилю ЖКХ можно в 253 высших учебных заведениях и в 938 учреждениях среднего профессионального образования. В этом году о введении новых образовательных программ объявил и «базовый» вуз Вологодской области — Череповецкий государственный университет. Это программа профессиональной переподготовки «Специалист в сфере жилищно-коммунального хозяйства», рассчитанная на девять месяцев обучения, и курс «Управление многоквартирными домами», который университет предлагает освоить за один месяц.
Однако часто эти предложения не востребованы у молодежи. Причина банальна — слабая привлекательность самой сферы ЖКХ с её низкими зарплатами, размер которых часто зависит от доброй воли жильцов, которые, в свою очередь, всё больше испытывают проблемы с платёжеспособностью. И не только потому, что стагнируют или даже падают их собственные доходы. Постоянно растут аппетиты других, гораздо более могущественных (в сравнении с УК) игроков жилищно-коммунального рынка. Речь, в первую очередь, о естественных монополиях, поставляющих жителям МКД основные ресурсы (газ, тепло, воду, электроэнергию) и постоянно повышающих их стоимость. С 1 января в число претендентов на свою часть кошелька потребителей начнут претендовать ещё и региональные операторы по обращению с бытовыми отходами. Причём, у них совсем не маленькие аппетиты. По информации Самолёта, предложенные на согласование областным властям тарифы «мусорщиков» сопоставимы с размером стоимости услуг УК.
Надо отметить, что именно управдомы стоят в самом конце коммунальной «пищевой цепочки». Мало того, если монополисты повышают тарифы в одностороннем порядке, не спрашивая согласия жителей МКД, то УК по закону обязаны руководствоваться мнением жильцов и проводить специальные собрания. Отрицательный результат которых (для управляющих компаний) практически предрешён.
Опасно для жизни
Обратной стороной заведомой «нищеты» УК становится угроза не только потребительскому комфорту жителей МКД, но уже и самой их жизни. Компании, не имеющие лишних средств на обучение и повышение квалификации своих специалистов, часто просто не могут выполнять все требования, предъявляемые к качеству их работы.
Не случайно, например, по данным той же «Школы грамотного потребителя», ЖКХ входит в шестерку самых травмоопасных отраслей России, наряду со строительством, добычей полезных ископаемых и сферой транспорта. Хотя общероссийская статистика фиксирует в целом снижение несчастных случаев на производстве с 8,2 тысячи пострадавших в 2014 году до 5,4 тысячи в 2017-м, в ЖКХ тренд прямо противоположный. В 2014 году пострадали 240 человек, а в 2017 году их число выросло до 242. Всего, по оценкам правительства, в 2017 году было зафиксировано 74 412 аварий в ЖКХ.
Самая опасная для жизни подотрасль ЖКХ — обслуживание лифтов. С 2013 по 2016 год, по объединенным данным Национального лифтового союза и Национального союза страховщиков ответственности (НССО), произошло около 100 аварий, в которых погибли более 40 человек, а пострадали около 100 человек. Кадры здесь стремительно стареют: средний возраст специалистов-лифтеров уже составил 50 лет и продолжает расти. На детских площадках в России, как сообщили в «Школе грамотного потребителя», происходят в среднем 40 тысяч несчастных случаев в год. Они связаны с тем, что объекты неправильно установлены и эксплуатируются.
Непрофессионализм сотрудников ЖКХ заставляет жильцов терпеть бытовые неудобства. Например, в Свердловской области с начала отопительного сезона 2018−2019 годов уже произошло 25 аварий, из них 15 — в Екатеринбурге. В Череповце аварии на тепловых сетях происходят с завидной регулярностью.
Да и взрыв газа, который в минувшие выходные произошёл в одной из вологодских пятиэтажек — это тоже результат чьей-то недоработки или некомпетентности...
Марина Мельникова
СамолётЪ