Субботние чтения. Как белки в колесе: на экранах долгожданные «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Предысторические животные
Юлия Шагельман, например, полагает, что, судя по количеству билетов, проданных на первые же сеансы суперпремьеры этой осени многие российские зрители (даже взрослые) продолжают верить в невероятные чудеса. И новый фильм не должен их до конца разочаровать, несмотря на то, что получился скорее невероятно раздутым заделом на сиквел, чем произведением самостоятельной ценности.
Возможно, самое невероятное заключается в том, что первая книга Джоан Роулинг про мальчика-волшебника, покорившего сердца миллионов детей и взрослых во всём мире, вышла уже как 20 лет назад. И магия литературного произведения отчасти передалась всем восьми фильмам-экранизациям, пять из которых вошли в список самых кассовых за всю историю кинематографа.
Новый фильм — свидетельство того, что студия Warner Bros., обладающая киноправами на всего «Поттера», не смирилась с тем, что книжки вдруг закончились.
В 2016 году «Уорнеры» выпустили фильм «Фантастические твари и где они обитают», события которого развивались за 60 лет до появления на свет Мальчика-Который-Выжил. Уверенность в успехе была велика, и она в значительной степени оправдалась: «Фантастические твари» действительно получились волшебными, самобытными и при этом понятными даже тем, кто про Гарри Поттера не знает примерно ничего.
Однако, судя по второму фильму, идти этим путем дальше создатели не захотели.
Новые «Фантастические твари» стартуют через несколько месяцев после событий первого фильма. Злой волшебник Грин-де-Вальд (Джонни Депп, кажется, наконец-то смахнувший с себя заклятие Джека Воробья), которого магозоолог Ньют Саламандер (Эдди Редмейн) помог посадить в тюрьму, первым же делом оттуда сбегает, обосновывается в Париже и начинает смущать умы волшебников со всего мира. Дело, изволите видеть, в том, что это такой Гитлер от магии (не зря же действие «Фантастических тварей» разворачивается в период между двумя мировыми войнами), одержимый идеями чистоты крови и превосходства магов над обычными людьми...
Если первая часть была вполне оригинальной, с собственным внятным сюжетом и редкими приветами остальной поттериане, то вторая превратилась в слабоконтролируемый хаос из персонажей, имен и невнятных намеков на прошлые и будущие события. Ньют Саламандер, предмет его воздыханий Тина (Кэтрин Уотерстон), симпатичный магл Якоб Ковальски (Дэн Фоглер) и остальные герои первого фильма отступили на второй план, а то и вовсе затерялись в толпе новых персонажей, единственная функция которых, кажется, обрадовать своим появлением фанатов.
Ближе к «Гарри Поттеру»
Олег Зинцов согласен с Шагельман в том, что фантастические твари в новой киноверсии по-прежнему радуют глаз, но уже не двигают сюжет. В первой серии 2016 года они разбежались из чемодана рассеянного волшебника Ньюта Саламандера (Эдди Редмейн), прибывшего из Лондона в Нью-Йорк в 1926 году, и весёлая ловля причудливых животных удачно скрасила всегдашнюю борьбу добра и зла в скрытом от обычных людей мире магов, придуманном Джоан Роулинг. Теперь твари вконец одомашнены, приучены к лотку и совершенно не влияют на события, даже если вам показалось, что нюхль украл очень важный предмет. Они всего лишь забавные плюшевые игрушки, в лучшем случае покемоны, которых приходится таскать с собой и хорошо бы не забыть покормить.
Сюжет вторых «Фантастических тварей», считает Зенцов, довольно путаный, в сущности, сводится к поглощению новой франшизы поттерианой: «То есть вы пытаетесь вспомнить содержание предыдущей серии, но не успеваете, потому что появляется молодой Альбус Дамблдор (Джуд Лоу), которому предстоит когда-то занять пост директора Хогвартса, и становится ясно, что пора уже связывать все происходящее с основным корпусом историй про Гарри Поттера. А нюхли отвлекают».
Вот и получается, что главной «фантастической тварью» становится уже упомянутая белокурая бестия Геллерт Грин-де-Вальд (Джонни Депп), могущественный маг и харизматичный популист, который метит в фюреры волшебного мира.
На вкус Зенцова, лучшая сцена нового фильма — оккупация Парижа тёмными силами: она достойна знаменитого художника Христо, в 1995 году обернувшего здание берлинского рейхстага 100 000 кв. м серебристой ткани. В фильме Дэвида Йейтса целый город упаковывается в черную вуаль, и это, конечно, эффектней любых боев на волшебных палочках. Что касается собственно фантастических тварей, то зрителям наверняка понравится китайский котодракон и как его заманивают в чемодан, а также смешная метафорическая сценка, в которой грозные кошки-убийцы превращаются в испуганных котят...
«Самозабвенного погружения не произошло»
Так считает анонимный коллектив авторов телеграмм-канала «Киноревью», больших любителей плеснуть свою ложку дёгтя в самую большую бочку мёда кинопохвальбы. Главный недостаток, который они нашли в продолжении «Фантастических тварей» — перегруженность сюжета лишними персонажами и их взаимоотношениями. Будто смотрел томительные выяснения того, кто кому сестра и кто чей брат, перекочевавшие в сценарий Роулинг из латиноамериканского «мыла» или индийского кино. «Вероятно, это все как-то оправдается в дальнейшем — впереди, как-никак, еще целых три фильма, — полгает «Киноревью». — однако унылая и довольно запутанная говорильня фильму, удар наносит ощутимый.
В то же время, кино наполнено тем, что понравится фанатам «Поттера» (отсылок здесь полно), также оно остается беспрецедентно красочным, местами! содержательным и остроумным, и, что важно, — перспективным.
Разбирался Сергей Михайлов
СамолётЪ