Работать и не ныть

 

 

 

В Третьяковской галерее при поддержке одного из ее основных «доноров» - ОАО «Северсталь» - открылась масштабная выставка одного из наиболее значительных и самого, пожалуй, оптимистичного и жизнеутверждающего советского художника Александра Дейнеки. Название экспозиции - «Работать, строить и не ныть!..» - очень подходит к творчеству автора и, учитывая общественные настроения современной России, звучит весьма актуально…

 «У каждого свой вкус: кто любит арбуз, а кто – свиной хрящик», - говаривал известный герой Островского. Нехитрую максиму классического персонажа подтверждают отечественные персонажи, периодически фигурирующие в известных рейтингах «Форбса». В том числе своими персональными предпочтениями, которые, тем не менее, серьезно влияют на общественную и культурную жизнь страны. 
 

Роман Абрамович, например, очень любит футбол. И успехи российских клубов и национальной сборной последнего времени в существенной степени обязаны деньгам, основанной им футбольной «академии».
 

А вот Алексей Мордашов, как известно, к спорту достаточно равнодушен, зато явно западает на все «прекрасное». Его «конек» - финансирование различных культурных проектов: кинофестивалей, театральных постановок, музеев и художественных выставок.
 

Как и в случае со спортивными проектами Абрамовича, культурные проекты Мордашова не всегда «выстреливают в десятку». На самом деле ничего страшного и удивительного в этом нет. Но в случае с выставкой полузабытого было Дейнеки «выстрел» получился весьма впечатляющий. Во всяком случае, пристальное внимание отечественных (и не только) критиков уже обеспечено.
 

Масштабная экспозиция Александра Дейнеки, знаменитого отечественного живописца, графика и скульптора, лидера группы ОСТ, одной из стилеобразующих фигур отечественного искусства XX века, представляет эволюцию творчества художника. 
 

На выставке в Третьяковской галерее представлены мозаики и другие монументальные работы Дейнеки, живописные эскизы, произведения скульптуры, выполненные в бронзе, камне, керамике. В состав экспозиции вошло около 150 экспонатов из коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, Курской картинной галереи им. А.А.Дейнеки, Государственного исторического музея, Пермской художественной галереи и других музейных и частных собраний.
 

Главный мотив критических упражнений, посвященных выставке, действительно уникальной для современной России, попытка «дистиллировать» «настоящего» Дейнеку – значительного художника мирового уровня – оторвать его от советской эпохи, сыном и действующим лицом которой он был. Или, по выражению критика «Ведомостей» Алексея Мокроусова, вынуть его из воздуха той эпохи, которым Дейнека «дышал, но не был отравлен».
 

В какой-то степени, такой подход уже можно считать прогрессом, по сравнению с сознательной позицией практически полного замалчивания не только Дейнеки – всех советских художников – в постперестроечной России, всеми своими «интеллектуальными силами» изживавшей наследие «совка».
 

Нынче так уже не получается. Особенно на фоне резко возросшего на Западе (который всегда был главным авторитетом для наших интеллектуалов) интереса не к столь модному в 80-90-е годы кривляющемуся «соц-арту», а непосредственно к советскому художественному наследию.
 

А тут еще подоспел этот вызывающий жест Мордашова с его деньгами, сумевшего собрать в одном месте столь внушительную и «самоговорящую» коллекцию произведений, некогда глядящих на зрителя из каждого школьного учебника, а затем наглухо запрятанных в пыльных запасниках.
 

Александр Дейнека создал целый ряд образов и символов, на который ориентировалось не одно поколение. Главные мотивы - спорт, труд, авиация. Главные герои - рабочие, футболисты, шахтеры и бесчисленные самолеты. Если согласиться с мнением о том, что некоторые художники не просто пишут, а творят образы своего времени, то Александр Дейнека как раз из их числа. Герои Дейнеки буквально дышат силой и уверенностью, что бы они ни делали - спускались в шахту, шли на бой или участвовали в эстафете. Художник одинаково жизнеутверждающ, изображая парижское кафе (Дейнека много путешествовал и, кстати, был хорошо знаком с европейским искусством) или лиричные натюрморты с сухоцветами. И даже краски художника полны невероятной энергией.
 

Как же так, изумились критики, с этим надо что-то делать. «За что же, спрашивается, - спрашивает Велимир Мойст, - такой респект представителю советского истеблишмента? В тоталитарное прошлое захотели?». И начинает вместе с коллегами доказывать, что «не все так просто».
 

Что Дейнека на самом деле «самый европейский из советских художников». Что  он «восхищался Браком, ценил Ходлера, в статье «К истории монументальной живописи Италии» (1936) писал об Учелло, Пьеро делла Франческа, Мантенье. Ими же восхищались и художники фашистской Италии: время объединяло стилем, а не идеологией» (Алексей Мокроусов, «РМ»). И вообще, «западничество было в его крестьянской крови».
 

Ну, а то, что не дружил с оппозиционными интеллектуалами, не был замечен в антисоветизме, что распевал со студентами «По долинам и по взгорьям», что выбрал путь «служения трудовому народу» - так все это можно отнести к простительным чудачествам гения. Для верности еще можно посомневаться в значимости и художественных достоинствах ряда наиболее «одиозных» работ.
 

Честно говоря, получается не очень. Хотя бы потому, что «разобранный на винтики», лишенный всяческого (пускай и «ядовитого») воздуха Дейнека после всех этих манипуляций выглядит действительно «мертвым гением». Подобная эстетика удушающее губительная не только для искусства – для общества, лишенного уже, кажется, всяческой энергетики. Стоит ли удивляться, что общество, обитателей которого не устают призывать «перестать покупать утопии и жить сегодняшним днем», буквально переполнено апатией и тем самым «нытьем», с которым всю жизнь боролся Дейнека.
 

Его герои, собранные вместе, кажутся даже более живыми по сравнению с нашими вяловатыми современниками, живым укором смотрят сегодня на них со стен Третьяковки, напоминая о том, что и цель, и энергия, и азарта, и вкус к жизни могут быть возможны…
 

Представляется, что у самого Алексея Мордашова был еще один, личный мотив для организации именно такой выставки с именно таким названием. Затеянная им новая бизнес-система в его «Северстали», которая призвана сделать компанию более эффективной и конкурентоспособной, критически нуждается в новых, оптимистичных, энергичных, мотивированных на энтузиазм работниках. Способных действительно не ныть, а «работать и строить».
 

Выставка продлится до 23 мая. А полный текст подписи под плакатом Дейнеки, фрагмент которой стал названием экспозиции, звучит следующим образом:

«Работать, строить и не ныть! Нам к новой жизни путь указан. Атлетом можешь ты не быть. Но физкультурником обязан».

Сергей Михайлов
«РМ»
02.04.10.

Фото: Третьяковская галерея

Крупнейший донор

В Попечительский совет Государственной Третьяковской галереи компания  «Северсталь» вошла в конце 2002 года и сегодня является одним из крупнейших доноров галереи. За почти восьмилетнее сотрудничество компания приняла участие в реализации многих проектов галереи, в том числе — выставок «Кубизм», «Роден. Голубкина. Клодель», «Пленники красоты», «Русский Мюнхен», «Бубновый валет», «Европа-Россия-Европа», «Православная икона России, Украины, Беларуси», «Россия 1900. «Искусство и культура в эпоху последнего царствования», «Американские художники из Российской империи», «Русские художники-путешественники», «ВЕСЬ МИР – ТЕАТР…» Гравюра из коллекции М.Ф.Ларионова».  Также при участии ОАО «Северсталь» Третьяковская галерея провела работы по созданию нового варианта постоянной экспозиции «Искусства ХХ века» в корпусе на Крымском валу. С 2009 года компания поддерживает деятельность детской Творческой мастерской галереи на Крымском Валу.

Поделиться
Отправить