Огнеопасные цены. Рост цен на бензин и инфляция могут убить автомобильный рынок
Весна оптимистов
В мае мне довелось для портала РБК-Вологда делать интервью с руководителем одного из крупнейших автопродавцов региона ООО «Евразия Моторс». Сергей Бурцев излучал оптимизм, предсказывая до конца года неутихающий рост автопродаж на уровне 10-14%, соглашаясь с председателем комитета производителей Йоргом Шрайбером, сформулировавшим лаконичную формулу такого роста: он «поддерживается растущим выбором новых моделей, предложенных по привлекательным ценам».
Бурцев приводил в пример успех «Форда», весь модельный ряд которого улетает как «горячие пирожки» благодаря удачному сочетанию собственных программ поддержки продаж бренда, государственных субсидий и достаточно льготного автокредитования. Всё это вместе с начавшейся в этом году реализацией россиянами своего отложенного спроса на замену старых автомобилей новыми, по мнению собеседника, и есть искомая формула успеха его бизнеса.
Но в последнее время волна подобных оптимистичных комментариев, всё сильнее начинает наталкиваться на встречный поток пессимистичной аналитики, делающий вывод о том, что рост авторынка в недалёком будущем может смениться спадом. Попробуем понять логику «тёмной стороны».
Конец поддержки
Сделать это не так сложно. Основывается она на трёх основных «китах». Первый — завершается масштабная государственная программа поддержки автопродаж. Весной закончилось действие двух последних программ государственной поддержки: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». За четыре месяца этого года на льготных условиях продано 86 000 машин. «Таким образом, установленный на 2018 год целевой показатель в 80 600 автомобилей достигнут, и программы успешно завершаются», — сообщили в Минпромторге.
По статистике ведомства получается, что население не так уж сильно нуждается в такой поддержке: в последнее время по таким схемам продавался лишь каждый пятый автомобиль в стране, тогда как пару лет по госпрограммам покупалась каждая вторая машина.
Но вот типичный представитель новых пессимистов, обозреватель Forbes Игорь Моржаретто, считает, что такая простая логика в России не работает. Господдержка кончается, но доходы населения (даже экономически активного) — не растут.
Доходы не растут
Нет, вроде бы среднемесячная зарплата работников организаций, по данным Росстата, растет, и в прошлом году она составила 39 085 рублей, что на 7,2% больше, чем в 2016 году. Зато, по исследованиям НИУ ВШЭ, падение реальных доходов населения с 2014 по 2017 год составило 19,2%. Согласно выводам Высшей школы экономики, ожидать роста реальных доходов в 2018 году не следует. Иными словами, даже если работодатели начнут поднимать зарплату, размер прибавки всё равно поглотит инфляция. В результате люди начинают откладывать дату замены автомобиля, продлевая срок эксплуатации имеющихся машин.
Моржаретто приводит мнение директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, который уверен, что падение рынка случится через год. Но сам полагает, что это произойдет раньше: в этом случае ближе к концу года государство должно будет вернуться к стимулированию спроса, чтобы не допустить значительного падения и выйти на скромные, но «плюсовые» показатели.
«Придется в пожарном порядке искать дополнительные источники финансирования, что будет очень непросто,- пишет аналитик. — Слишком высоко задрана планка по многим программам, обозначенным в майских указах Владимира Путина».
Бензин дорожает
Ещё один фактор, который будет усиливать стагнацию авторынка — резкий рост бензиновых цен, начавшийся практически сразу после инаугурации Владимира Путина. За предпоследнюю неделю мая бензин в Москве подорожал на 88-90 копеек до 42,21 рубля за литр АИ-92 и 45,5 рубля за литр АИ-95, сообщили РИА Новости со ссылкой на Московскую топливную ассоциацию.
Росстат сообщает, что в апреле в годовом выражении бензин подорожал на 6,2%. Цены выросли в 75 регионах России, включая Крым.
Цена бензина, который продается на российских заправках, зависит от трех составляющих — оптовой цены, операционных затрат и налогов.
С каждого литра бензина компании платят налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.
Акцизы по оценке Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с 2015-й по 2018 годы выросли в два раза для бензина и в 2,2 раза для дизельного топлива.
И компании повышают цены. Но, кстати говоря, не так сильно, как можно было бы ожидать. По подсчетам Vygon Consulting, розничная цена на бензин марки АИ-92 с учетом всех затрат, НДС и акциза в мае должна составлять порядка 45,3 рубля за литр, но цена на заправках сейчас ниже.
Нефтеперерабатывающие заводы, удерживающие цены ниже рыночных, теряют на каждом проданном литре бензина около 6 рублей, а АЗС в рознице теряют примерно 4 рублей с литра, полагает старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин. Компании всё ещё сдерживают цены. Если бы не это, то цены выросли бы на 10 рублей за литр, уверены эксперты.
Компаниям сейчас намного выгоднее экспортировать нефтепродукты, чем продавать бензин внутри страны, сказал Би-би-си президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Экспортная цена сейчас привлекательнее, чем цена на российском рынке.
Аркуша объясняет, что подобный дисбаланс на рынке связан с «налоговым маневром» правительства, из-за которого снизились экспортные пошлины, но при этом были увеличены акцизы на производство бензина. Первый вице-премьер Антон Силуанов уже заявил, что акцизы будут снижены с 1 июля — на 3 тысячи рублей на тонну на бензин и на 2 тысячи рублей на дизельное топливо. Это, по словам, Силуанова, приведет к потере 140 млрд рублей доходов бюджета.
Но этого будет недостаточно для покрытия убытков розницы и НПЗ, а на цены на АЗС не повлияет, считает Былкин. Как-то улучшить ситуацию может только снижение цен на мировых рынках автомобильного топлива. Когда это произойдёт и как скажется на внутрироссийских ценах, никто точно сказать не может.
«Унд инфляция»
А пока дорогой бензин будет продолжать раскручивать общую инфляцию, которую мы в прошлом году вроде бы уже «победили» и которая будет служить дополнительным фактором падения автопродаж, увеличивая стоимость автомобилей.
Итак, в сухом остатке составляющие новой «пессимистической» формулы «убийства» отечественного авторынка: сокращение господдерки + стагнация/снижение доходов населения + рост цен на бензин + общая инфляция... Поневоле задумаешься, отправляться ли автосалон.
«Даже если у нас случится небольшой рост по итогам года, — размышляет Игорь Моржаретто, — в любом случае восстановиться рынку до уровня 2013–2014 годов не удастся. В лучшем случае получится достигнуть уровня в 60% от тех (почти трехмиллионных) результатов. И то, если Минпромторг к осени восстановит хотя бы некоторые меры поддержки авторынка».
Подготовил Юрий Антушевич
СамолётЪ