«Не всё бюджету Масленица!» Мэр Вологды решил прекратить разбазаривание казённых средств
Мэр полагает, что общественники и журналисты, которые войдут в состав комиссии, помогут чиновникам мэрии лучше оценить целесообразность каждой муниципальной закупки. С их помощью на аукционы они попадут только те лоты, которые действительно требуются Вологде и должны быть приобретены за счёт бюджета.
Поводом для революционного решения стал лот, выставленный в декабре на сайт госзакупок Дирекцией концертно-зрелищных представлений и праздников. Речь шла о закупке 12 метрового чучела Масленицы, которое сжигают на площади в день праздничных гуляний. Казалось бы, ничего особенного. Но журналистов удивила стоимость лота — 410 тысяч рублей. За эти деньги муниципальная Дирекция хотела получит «фигуру для сожжения», изготовленную из пиломатериалов, скобяных изделий и ткани. В стоимость должны были быть включены услуги автоспецтехники и другие работы по подготовке площадки и установке чучела.
Сегодня Сергей Воропанов сказал «спасибо» городским СМИ, открывшим ему глаза на «чучело»:
«Хочу выразить благодарность журналистскому сообществу за то, что вовремя обратили внимание на эту информацию. Я принял решение отменить конкурс. Праздник будет, но для создания чучела Масленицы мы планируем привлечь спонсорские средства, подключим творческие коллективы. Кроме того, предлагаю создать общественную комиссию, которая будет принимать решения о целесообразности той или иной муниципальной закупки. В работе этой комиссии могут принять участие и сотрудники СМИ», — отметил Сергей Воропанов.
Как сообщает пресс-служба администрации Вологды, за счет торгов в ходе конкурсных процедур удалось сэкономить 154 млн рублей. И, судя по тому, что в прошлом году администрацией города было совершено 352 закупки на общую сумму 3,9 млрд рублей, комиссии придётся изрядно потрудиться.
История с «вологодским чучелом» всего лишь лишнее подтверждение несовершенства системы госзакупок, существующей в нашей стране. Часто тендеры выигрывают не самые честные, а самые «изобретательные» поставщики, часто умеющие «договориться» одновременно и с контролирующими органами, и с администрацией.
«Народный контроль» в качестве средства борьбы с подобными массовыми злоупотреблениями, на который в очередной раз уповает мэр Вологды, будет эффективен при наличии двух обязательных условий: качественной экспертизы со стороны добровольных контролёров и их полной неангажированности.
Иногда это срабатывает, как это было в случае с миллиардным контрактом на ремонт автодороги, который был отменён из-за оперативного вмешательства активиста ОНФ. Но чаще разного рода комиссии, где всё-равно всё решают чиновники, пусть и разбавленные представителями общественности, через какое-то время становятся очередным красивым прикрытием новых злоупотреблений.
В качестве единственной серьёзной альтернативы в условиях отечественных коррупционных реалий может рассматриваться, пожалуй, лишь вариант максимального «обесчеловечивания» разного рода закупочных процедур. Возможно, настоящим прорывом здесь станут технологии блокчейн и самоисполняемых сделок, которые должны быть узаконены в России к концу 2018 года...
Ольга Белова
СамолётЪ