В русле «молочной реки»: грозит ли отрасли перепроизводство?
Производство растёт — спрос падает
Итоги деятельности молочной промышленности за прошлый год, которые подвёл Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»), выглядят неоднозначно. С одной стороны, 2016 году уровень самообеспеченности России молоком и молочными продуктами составил 81,5% (рост за год на 2,1%). А, согласно нормативам Доктрины продовольственной безопасности РФ, к 2020 году молочная «самодостаточность» России должна составить 90%. Кроме того, по оценкам Федеральной службы государственной статистики, доля импортных поставок молочной продукции (в пересчете на молоко) сократилась на 12,2%, а экспорт, наоборот, увеличился на 11%.
С другой стороны, по сравнению с предыдущими двумя годами темпы роста в молочной промышленности замедлились, а цены с августа стали расти — за прошлый год средняя стоимость сырого молока поднялась на 10%, до 24 рублей за литр. Участники молочного рынка объясняют это увеличением себестоимости производства за последние два года из-за девальвации национальной валюты. По оценкам АЦ MilkNews, за 2014–2016 годы себестоимость производства молока выросла более чем на 45%, при этом цены на сырье поднялись только на 21%.
В итоге, в 2016 году цена на цельное пастеризованное молоко жирности 2,5–3,2% повысилась в среднем на 8%, сыры сычужные твердые и мягкие стали дороже для потребителей на 10,3%, сливочное масло — на 20%.
Оборотной стороной повышения цен стало падение потребительского спроса в прошлом году на 2,5%. Причём, падающие доходы населения не просто заставляет россиян сокращать потребление — меняются приоритеты: место качественных молочных продуктов в структуре потребления замещают их производные и суррогаты. Люди переходят с сыров на сырные продукты, со сливочного масла на спреды и т. д.
«Эксперт» констатирует, что молочники всерьез обеспокоены увеличением себестоимости производства молока в сочетании с сокращением платежеспособного спроса. Производители и переработчики находятся перед непростым выбором: либо сокращать объемы производства, либо снижать цены и жертвовать доходностью. Таким образом, впервые за долгое время наша страна столкнется со значительным превышением предложения сырого молока над спросом. По данным «Союзмолока», к концу 2017 года профицит может составить до 4–5% общего объема производства товарного молока.
Сырьевики и переработчики оказались зажаты в рыночные ножницы. «Если такая ситуация будет продолжаться, то в доходности потеряют все игроки, и уже в среднесрочной перспективе может произойти снижение объемов производства товарного молока. Навёрстывать это падение потом придётся довольно долго — молочная отрасль весьма инерционна.
Региональный ракурс: потребляется всё
Естественно, что общероссийские тенденции не обошли стороной и Вологодскую область, позиционирующую себя в качестве сельскохозяйственного региона, специализирующегося как раз на молочном производстве.
По данным департамента сельского хозяйства и продовольствия региона, в 2016 году объём производства сырого молока в Вологодской области вырос на 4% (в сравнении с 2015 годом) и составил 489,3 тыс. тонн. Рос объема готовой молочной продукции за тот же период составил 14%. Внутри региона было потреблено 265,9 тыс. тонн, часть сырого молока и готовой продукции — вывезено за пределы Вологодчины.
Несмотря на общероссийское падение спроса на молочную продукцию, сельскохозяйственный департамент со ссылкой на производителей региона заявляет, что на Вологодчине реализация идёт «в полном объёме», складских остатков на предприятиях нет.
Планируемое в Вологодской области производство молока в 2017 году составляет 500 тыс. тонн (+10,7 тыс. тонн к 2016 году). При этом вероятность профицита, о котором говорит «Союзмолоко», в правительстве области считают маловероятным. И возлагают надежды на основной механизм регулирования товарного баланса на внутреннем рынке молока — на государственные товарно-закупочные интервенции.
Главное переждать
Впрочем, по информации «Союзмолока», в текущем году интервенции для российских производителей молока пока не предусмотрены. Но, даже если в России будет закупаться в интервенционный фонд или в Росрезерв порядка 5% объема текущего производства молока — 14 тыс. тонн готовой продукции (7000 тонн сухого обезжиренного молока, 3000 тонн сухого цельного молока, 4000 тонн сливочного масла), то это позволит рынку вздохнуть свободнее.
Может выручить молочников и реализация программ поддержки потребительского спроса. Таких, например, как введение продовольственных карточек для нуждающихся групп населения по типу американской системы Foodstamp, которое недавно всерьез обсуждалось в нашей стране. Как отмечают эксперты, такая программа уже существует, не решен только вопрос её финансирования.
В любом случае, уверены представители «Союзмолока», тенденцию увеличения объемов производства товарного молока на 3% в год нужно сохранить. В перспективе десяти-двенадцати лет доходы населения будут восстанавливаться. Нужно только дождаться улучшения общеэкономической ситуации. А потенциал наращивания роста потребления у отрасли есть и немалый: сегодня норма потребления молочных продуктов составляет 233 кг на человека в год, на треть ниже, чем в советское время. Кроме того, в дальнейшем увеличение производства молочного сырья положительно скажется и на импортозамещении. В настоящее время импорт составляет почти 25%, прежде всего это молокоемкие продукты — сливочное масло и сыры.
Сергей Авдеев
РБК Вологодская область
для Самолёта