«Наша». Почему спустя 20 лет после гибели принцессы Дианы о ней скорбят провинциальные домохозяйки на Британских островах и в российской «глубинке»
Именно здесь 20 лет назад разбилась принцесса Диана. И вся прошлая неделя была посвящена этой памятной и скорбной дате. Об этом говорили в новостях, об этом писали в интернете, об этом сняли и показали зрителям несколько документальных фильмов. Лейтмотив подавляющего числа сообщений — «загадочная смерть Леди Ди легла позорным пятном на представителей старейшей в мире монархии», «счастье Дианы было недолгим, её, искренне любящую мужа, ждали годы разочарований, ревности, слез, бесплодных попыток сохранить семью», «единственной радостью принцессы Уэльской стали сыновья — Уильям и Генри», «Свеча на ветру», как назвал Диану в своей песне Элтон Джон, — женщина с исковерканной судьбой и неутомимая воительница с бедами простых людей«...
И всю эту «пищу для ума и сердца» жадно поглощали представители «прекрасной половины» человечества. Причем, мне кажется, российские дамы делали это с не меньшим энтузиазмом, чем британские. Удивительно явление. В чём его природа? В уникальности личности Дианы? Или в уникальном совпадении образа «принцессы-золушки», созданного медиа и созревшего в обществе массового запроса на такой персонаж?
Я поспрашивала своих знакомых: как вы относитесь к английской принцессе?
Ирина Механошина, нотариус: «Я воспринимаю Диану как жертву трагического стечения обстоятельств. Она была глубоко несчастный человек. Потому что не получила того, на что надеялась и рассчитывала. Но она не была наивной...».
Александра Антушевич, тележурналист: «Какая наивная? Она родилась с серебряной ложкой во рту, в аристократической семье, голубых кровей. Она входила в свет английской аристократии. Она знала, на что шла».
Наталья Григорьева, журналист: «Сложные чувства и сложное отношение к легенде о Диане. С тем, что она жертва, я не согласна. Это была сильная и своенравная женщина. То, что она делала, не всегда было хорошо».
Наталья Кукушкина, профлидер: «Чисто по-женски я ей сочувствую. С другой стороны, она ведь знала, на что шла. Это была сделка. Ее никто не обманывал».
Елена Бегляк, редактор: «Безусловно она была сильная женщина. Она выглядела как тихая и скромная, а вела себя совершенно не так. Этим и привлекала людей. Я считаю, что это каким-то чутьем найденная манера поведения, природное качество, не расчет».
Галина Маврина, предприниматель: «У русских есть поговорка: о мёртвых или хорошо, или ничего». Она была незаурядная личность. Разная. Посмотрите, сколько людей в мире ее полюбили. Чтобы так завоевать общественное мнение, нужен сильный характер. Какое право имеют ее обсуждать те, кто ее никогда лично не знал?«.
Надежда Парамонова, менеджер: «Все не ангелы. Все не белые и не пушистые. Наверное, она была не совсем такая, как нам о ней рассказывают. Но, кстати, поговорка, которую часто цитируют, полностью звучит так: о мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды».
Да. Наверное, всё так. Когда погибает молодая женщина (принцесса она или нет) — это всегда очень несправедливо и неправильно. Остаются маленькие дети, нереализованные возможности, пожилые родители... И после каждого такого ухода почти всегда рождается сказка: какая она была добрая, красивая, умная, простая... Такая сказка нужна тем, кто остался жить. Другое дело, кому, с каким напором и кто рассказывает эту сказку.
Принцесса Диана родилась в 1961 году, моя подруга — ровесница ей — умерла от онкологии так же двадцать лет назад. У нее осталась дочь, муж, неутешные родители и несколько подруг, которые ее помнят. Она была доброй, красивой, умной, простой...
Я понимаю, что это, наверное, два трудносравнимых случая. Кто Татьяна, и кто леди Ди? Но почему-то мне больше жаль Татьяну. И всех «татьян», которые ушли из жизни раньше срока. Почему-то мне становится как-то неловко, когда мне с большим напором говорят, что Диана была «как ребенок», «наивная», «скромная»... Почему-то я не очень этому верю...
Несколько фактов из биографии леди Дианы
Почему Диана рассталась с принцем Чарльзом?
В 1981 году за свадьбой 20-летней Дианы Спенсер и 32-летнего принца Чарльза следили в прямом эфире 750 миллионов человек. Юная Диана видела Чарльза до свадьбы всего несколько раз, но казалась подходящей для него невестой: из знатной семьи, с незапятнанной репутацией, красивая, скромная, хорошо воспитанная. Формальными поводами для расставания, как рассказывала Диана, было то, что Чарльз к ней холодно относился, они могли неделями не видеться, а вскоре после рождения второго ребенка в 1984 году она узнала, что супруг возобновил отношения с замужней Камиллой Паркер-Боулс. На самом деле у супругов было мало общих интересов, сказывалась и существенная разница в возрасте.
За что Диану так любили?
Диана Спенсер была мало похожа на любого представителя королевской семьи Великобритании. Достаточно открытая, непосредственная и раскованная, совсем не похожая ни на своего чопорного мужа, ни на Елизавету II, которую воспринимают как государственный символ. Во многом тот образ, который остался в памяти почитателей Диане удалось создать благодаря своей благотворительной деятельности. И, да, то, как сейчас себя ведет жена принца Уильяма Кейт Миддлтон, — прямое подражание Диане.
Правда ли, что королевская семья не хотела пышных похорон Дианы?
Смерть Дианы 31 августа 1997 года привела к одному из самых серьезных кризисов в истории Букингемского дворца. К тому времени Диана уже была разведена с Чарльзом и формально не являлась частью королевской семьи (а также не носила титул). Похороны Дианы в прямом эфире смотрели 2,5 миллиарда человек — до сих пор это одна из самых популярных трансляций в истории телевидения. Государственные флаги в Великобритании были приспущены, Диану хоронили с почестями, которые полагаются королевской особе.
Но все могло быть иначе. Как сообщал британский Channel 4 в сентябре 1997 года, королева Елизавета II хотела, чтобы Диану похоронили как обычного подданного Великобритании. Согласно этим сообщениям, на пышных похоронах, подобающих члену королевской семьи, настоял принц Чарльз.
Как смерть матери пережили принцы Уильям и Гарри?
В день смерти Дианы Гарри и Уильям были вместе с бабушкой в замке Балморал. Уильяму было 15, Гарри — 12. Подростков ограждали от подробной информации об автокатастрофе (первое время они знали лишь о самом факте смерти) — в замке даже спрятали телевизоры и радио. Незадолго до двадцатой годовщины смерти матери сыновья дали сразу несколько интервью. Уильям признался, что не понимал, почему так много людей соболезнуют смерти Дианы — ведь они ее даже не знали. С возрастом он осознал, какую важную роль принцесса Уэльская играла в британском обществе, и признался, что ему искренне жаль, что Диана не смогла познакомиться с его женой Кейт Миддлтон и увидеть их детей. Гарри рассказывал, что пытался «спрятать голову в песок» и заставить себя не думать о матери. Он считал, что если сможет игнорировать мысли о ней, то быстрее справится с потерей. Спустя почти 20 лет после ее смерти он по настоянию брата обратился к психотерапевтам, и только тогда у него получилось разобраться в своих чувствах.
Елена Прекрасная
Использованы материалы открытой печати
СамолётЪ