Где ты, рыба моей мечты? Стоит ли ждать больших уловов от водоемов Вологодчины?
Предприятия Вологодской области с наступлением тепла начали выпускать в водоемы региона молодь промысловых рыб. В Рыбинское водохранилище выпустили 130 тысяч мальков щуки, а в Кубенское озеро — 4 миллиона личинок нельмы. На очереди Сухона, Шексна, Молога, Вага.
Главрыба
— Решение о том, какую рыбу выпускать и куда, принимают ученые-ихтиологи, предварительно изучив состояние экологических систем водных объектов. На территории Вологодской области ресурсные исследования водоемов проводит вологодское отделение ГОСНИОРРХ (Государственный научно исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства), а по Рыбинскому водохранилищу — Институт биологии внутренних вод имени ИД Папанина РАН, они дают основания по интродукции отдельных видов рыб. Профильные рыбные институты, которые проводят полевые исследования на территории региона, то есть не просто так, не с потолка, сидя в кабинете. А вообще нужно понимать, что вселение в водоемы рыб, которые никогда не обитали или утратили свое промысловое значение в данном водоеме, может принести экосистеме как пользу, так и вред. Мы заселяем водоемы теми видами рыб, которые обитали в них в конце 20 века. Так, в реку Сухона уже на протяжении нескольких лет выпускается стерлядь. Ежегодно мы туда выпускаем порядка 300 тысяч штук мальков, которые прошли инкубацию на Кадуйском рыбоводном заводе. В прошлом году РАН и ГОСНИОРХ проводили научные исследования и делали анализ на основе молекулярно-генетических экспертиз выживаемости мальков стерляди после вселения в водоем. Была подтверждена высокая выживаемость молоди, поэтому Сухону будем и дальше заселять стрелядью, как и Рыбинское водохранилище. В прошлом году в реку Мологу, которая входит в бассейн Рыбинского водохранилища, мы выпустили 12 тысяч мальков, в этом году работу продолжим. В перспективе у нас заселение этой ценной рыбой рек Шексны и Ваги.
Компенсация ущерба
— Любая работа — будь то очистка берегов или выпуск молоди рыб — являются значимыми мероприятиями. В природных условиях выживаемость икры на ранних стадиях развития зависит от многих условий: от погоды, от наличия субстрата на нерестилищах, от количества подводной растительности и от качества производителей. А когда этот процесс контролирует человек, то соответственно больше рыб смогут достичь промыслового размера. Например, на этой неделе компания Фосагро выпустила мальков компенсируя ущерб, который наносит биоресурсам деятельность предприятия, а вообще таких организаций у нас довольно большой список. Это и промышленные, и строительные компании, деятельность которых может причинить природе ущерб. В нашей области этот вред окружающей среде компенсируется восполнением численности рыб.
Выживет — не выживет?
— Сколько выпущенных мальков доживут до взрослого состояния зависит от многих факторов: от возраста, вида, места выпуска и погодных условий. Возраст молоди имеет огромное значение — выживаемость мальков выше, чем личинок. Также многое зависит от места, куда мальков выпускают. Одних выпустили в залив с водной растительностью, где малек нашел и укрытие, и корм для себя, а других бездумно выпустили на прибрежные камни, где многих убило волной, а других выбросило на берег, как думаете, в каком случае выживаемость будет выше? Ну и конечно надо учитывать, что у разных видов рыб различная степень выживаемости. Но в любом случае, искусственно выращенная рыба имеет больше шансов выжить, вырасти и прийти на нерестилище, чтобы оставить потомство, чем та рыба, которая нерестится в естественных условиях. Нынешняя затяжная весна создает стрессовые условия для рыбы. Так, щука нерестится при температуре воды +6 градусов, а карповые при + 14. Сегодня же температура воды едва достигла 5 градусов по Цельсию. А рыбе ведь не скажешь, что нужно подождать, она уже готова к нересту. Если холода простоят еще немного, икру рыба может вообще не отметать, и это шоковое состояние может привести к тому, что и на следующий год она не будет нереститься. А если и отнерестятся в такой воде, может много икры погибнуть. Естественно, это не идет на пользу экосистеме водоема.
«Там рыбы нету...»
— По данным рыбохозяйственной науки, запас рыб в Вологодской области сегодня оценивается в 40 тысяч тонн, а ежегодный прирост составляет 3-4 тысячи тонн. По оценкам ихтиологов, в основном это лещ, корюшка, судак и плотва. Кроме них, в наших озерах и реках живут еще 54 вида рыб. Эта довольно обширная ихтиофауна обусловлена тем, что наша область находится на водоразделе трех морей — Каспийского, Балтийского и Белого. На величину всех рыбных запасов региона влияет множество факторов; это и рыбопромысловая нагрузка, и загрязнение водоемов, и повышение температуры воды в водоемах, и техническая революция. Происходит миграция рыб в другие водоемы, и в результате нарушается баланс рыбного населения, что, в свою очередь, может влиять на наследственность рыб. Рыбаки — любители влияют на численность отдельных видов, предпочитая хищные виды — окуня, щуку и судака. Теперь, когда сняты ограничения на вылов, многие рыбаки просто не знают меры, ловят больше, чем им требуется, а потом бросают «мелочь» на берегу. По данным департамента, на постоянной основе любительским рыболовством в Вологодской области занимаются более 200 тысяч жителей. Из других регионов страны к нам на рыбалку также ездят охотно. Мы об этом знаем, и в этом году «День рыбака» проведем с «размахом» — 8 июля на берегу Сиверского озера около стен Кирилло-Белозерского монастыря организуем областной фестиваль по ловле рыбы.
Драконовские меры
— По сравнению с концом 20 века промышленные объемы вылова рыбы сократились в разы. На территории Вологодской области работают 24 рыболовецких организации, в них более 900 человек. В 80-х — 90-х годах они ловили до 4 тысяч тонн рыбы ежегодно, а в 2011 объемы сократились до 1200 тонн. Благодаря жесткой работе и так называемым «драконовским мерам», в минувшем году удалось поднять промысловый вылов рыбы до 1821 тонны. Для этого нам пришлось перераспределить весь рыбопромысловый рынок, полностью поменять рыбную стратегию региона. Мы считаем, что лов рыбы должен вестись строго по законодательству, хотя многие регионы этому противятся. Результаты уже есть: впервые за 25 лет наблюдается стабильный рост уловов. У нас, по сравнению с другими регионами, где часто полностью разрушены экосистемы, все гораздо лучше.
Мы регулируем рыболовство путем распределения квот добывающим предприятиям, ежегодно достаем из водоемов брошенные орудия лова. В прошлом году изъяли 66 сетей, 2 ловушки и 32 «самолова». Такую работу мы ведем ежегодно, хотя денег выделяется мало, да и народу не хватает, но что есть, тем и пользуемся. Работа сложная, дорогостоящая, для этого нужно очень много техники, человеческих ресурсов, ведь рейд идет не один день. Судите сами — 70 километров Рыбинского водохранилища протралить, или обследовать акваторию Сухоны, а это 550 километров, согласитесь, непросто. Мы постоянно регистрируем нарушения правил рыбалки и пытаемся их предотвратить на законодательном уровне. Так, Вологодская область стала инициатором повышения штрафов за незаконный лов рыбы, теперь они увеличены до 5 тыс. рублей на человека.
Стоит ли овчинка выделки?
— Вологодская рыба ценится и в регионе, и в стране. Наши рыбодобывающие предприятия регулярно контролируются ветеринарами и Роспотребнадзором. В отличие от рыбы из других регионов, вологодская продукция во время лабораторных исследований не получила ни одного замечания. Так что рыба у нас есть, она качественная и безопасная, экологически чистая. Встречаются в наших водоемах и значительные экземпляры, такие как верховажский язь — двухкилограммовый гигант, известный всем как «рыба мечты». У нас можно поймать и щуку на 15 кг, судака на 10, и причем, совершенно бесплатно. Частные хозяйства, которые развиваются в области в сфере аквакультуры, начинают поставлять на рынок области и более ценные виды рыбы: в Кадуе занимаются выращиванием осетровых, а в озерах в Белозерске выращивают форель. Сформированы рыбоводные участки, в дальнейшем их будем предоставлять в пользование предпринимателям, здесь мы ждем инициативный бизнес, все уже готово.
Наталья Григорьева
СамолётЪ