Руда для Новороссии. «Северсталь» отрицает обсуждение поставок сырья металлургическим заводам в Донбассе
В пресс-службе компании дали первые комментарии к опубликованному накануне сообщению РБК о рекомендации правительства России Мордашову и Усманову рассмотреть возможность поставок железной руды на предприятия ДНР и ЛНР.
Минувшей ночью РБК сообщил о том, что в начале марта заместитель председателя российского правительства Дмитрий Козак провел встречу с представителями промышленных групп, на которую были приглашены представители холдингов «Металлоинвест» Алишера Усманова и «Северсталь» Алексея Мордашова. На встрече, по словам собеседника РБК, обсуждались поставки железной руды на предприятия самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).
«Компании выразили готовность начать поставки на предприятия республики в ближайшее время», — добавил источник РБК.
Другой собеседник РБК, близкий к одному из холдингов, подтвердил, что совещание состоялось, а его участникам «было предложено обратить внимание на новый рынок сбыта».
Железную руду на остановленные из-за войны и блокады железнодорожного сообщения на все крупнейшие металлургические заводы региона — Енакиевский и Макеевский меткомбинаты (входят в группу «Метинвест» Рината Ахметова) и Алчевский меткомбинат (входит в группу ИСД, принадлежащую российским инвесторам) — поставляли предприятия холдинга «Систем Кэпитал Менеджмент» Рината Ахметова. В качестве сырьевой базы использовались Ингулецкий, Центральный и Северный ГОКи, расположенные на подконтрольной Киеву территории.
Потребность Енакиевского и Макеевского заводов (расположены на территории ДНР) составляет около 2,6 млн т руды; Алчевского меткомбината (расположен в ЛНР) — еще 1,6 млн т, оценивает аналитик украинской инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. Еще один потребитель руды — завод Донецксталь — был недозагружен весь прошлый год и закупил всего несколько десятков тысяч тонн руды, добавляет Паращий.
«Северсталь» в 2016 году отгрузила потребителям 14,9 млн т железорудного сырья. Крупнейший в России поставщик железной руды «Металлоинвест» в 2016 году произвел 40,7 млн т сырья.
«То, что желание российских компаний [поставлять железную руду донецким предприятиям] есть, — это очевидная вещь. А вот обсуждать это публично пока рано», — заявил РБК полномочный представитель ЛНР в Минской группе Владислав Дайнего в ответ на вопрос о возможных договоренностях с «Металлоинвестом» и «Северсталью» по поставкам железной руды.
В «Металлоинвесте» и аппарате Козака от комментариев отказались.
РБК Вологодская область связался с пресс-службой «Северстали», где ему ответили буквально следующее (цитата по СМС):
«Никаких встреч, обсуждений и предложений между руководством компании „Северсталь“ и Правительством РФ относительно поставок в ДНР и ЛНР не было».
Но если дело до встреч, обсуждений и принятия конкретных решений дойдет, то, как считают эксперты, логистических проблем с поставками железной руды из России в непризнанные республики возникнуть не должно — есть минимум три ветки железной дороги, которые связывают ДНР и ЛНР с Россией и находятся под контролем непризнанных республик.
Источники РБК связывают неподтвержденную официально встречу российских промышленников у Козака с блокадой железнодорожных путей со стороны украинских властей. Блокада путей ветеранами антитеррористической операции (АТО) началась 26 января в Луганской области, а позже распространилась на Донецкую область. Ветераны АТО протестовали против контрабандных поставок через линию соприкосновения.
На блокаду ДНР и ЛНР ответили введением внешнего управления на частных предприятиях региона.
Указы глав ДНР и ЛНР во многом остаются формальностью, и сильных изменений в работе заводов не чувствуется. Все предприятия «Метинвеста» на не контролируемых Украиной территориях управляются менеджерами холдинга, рассказал РБК близкий к руководству холдинга источник. Управленцы высшего и среднего звена выехали на украинскую сторону, а оперативное управление осуществляют оставшиеся руководители низшего звена. «Иногда на проходные предприятий просто приходят люди с оружием и сидят у входа. Это и называется внешним управлением. Они же не могут всех разогнать и нанять новые кадры», — описал ситуацию источник в «Метинвесте».
Кстати, о кадрах. По данным «РМ» — СамолётЪ, среди руководителей различного уровня предприятий «Метинвеста» немало специалистов, начинавших свою карьеру на «Северстали». В их числе — бывший топ-менеджер российского металлургического холдинга Александр Погожев, который до 2008 года занимал пост директора по производству «Северстали», до 2010 года был директором по производству Severstal International (США). Сейчас Погожев уже шестой год является членом Правления и операционным директором ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ».
Поставки российских промышленников компаниям в ДНР и ЛНР чреваты рисками санкций, считает Максим Худалов из АКРА. «Компании имеют зарубежные активы и обязательства, а с учетом высокого уровня протекционизма на стальном рынке Европы и США местные производители обязательно воспользуются возможностью запретить поставки из России под любым предлогом», — уверен он.
Наиболее вероятным вариантом Худалов видит использование мелких трейдеров, которые бы закупали партии руды на предприятиях России и самостоятельно отправляли ее предприятиям самопровозглашенных республик.
Подготовил Сергей Михайлов
«РМ» — СамолётЪ