И жизнь, и слёзы, и любовь...
Когда практически все 90 минут последнего матча в группе сборная Уэльса «возила» наших ребят по полю, как котят, периодически забивая просто не укладывающиеся в голове голы, был велик соблазн взять назад слова, сказанные мною же после первого — вполне достойного поединка этого Евро — сборной Англии. Тогда наши футболисты, играя «на зубах», выложились полностью.
Потом было поражение от Словакии при игре, которая в исполнении наших футболистов была гораздо хуже. Но в самом конце они встрепенулись, Глушаков забил гол и подарил надежду на последний матч группового турнира. Станислав Черчесов был прав, когда говорил, что российская сборная находится в комфортном положении — только от нее зависело, продолжит ли она свой путь на чемпионате. Достаточно было победить валлийцев, которых мы уже побеждали.
Но то, что мы увидели поздним вечером понедельника, как говорится, не лезло ни в какие ворота. На поле больше не было команды — были 11-ть не самых быстрых и умелых игроков, которые, казалось, просто не знали, что им нужно делать с мячом и соперником. Кстати, вполне себе быстрым и квалифицированным. И мы получили закономерный результат.
Такая стремительная деградация игры российской команды могла бы удивить, если бы она имела место на самом деле. На самом деле мы имели дело с «новой реальностью» российского футбола (как любят говорить сегодня экономисты о последствиях многолетнего кризиса) — футбола как системы. И выступление главной команды просто стало индикатором реального состояния дел.
Дела плохи — это очевидно. Систему (в очередной раз) нужно менять. Но это далеко не трагедия, это беда, которая поддается лечению. Рецепт еще предстоит выписать специалистам. Некоторые вещи очевидны уже сейчас, поскольку лежат на поверхности. Речь о необходимости роста мастерства и психологической устойчивости игроков через повышение конкуренции во внутреннем первенстве и с помощью интегрирования наших футболистов в ведущие европейские первенства. То есть нужно что-то делать с нашим лимитом на легионеров и стимулировать отъезд наших молодых «звездочек» за рубеж. Во-вторых, очевидна необходимость кардинального обновления футбольного менеджмента — начиная от функционеров РФС, заканчивая функционерами конкретных футбольных клубов. Такая необходимость уже доказана выступлением сборной, как чуть ранее была доказана выступлением отдельных команд — того же московского «Динамо», которое собственные «эффективные» управленцы сумели за два года низвести из призеров российского чемпионата и фаворитов Лиги Европы до уровня команды ФНЛ.
И все-таки российский футбол, каким бы он ни был, существует. Мы знаем, что он может меняться — мы это видели. Поэтому будем верить, что он будет меняться снова, естественно, в лучшую сторону. А вместе с ним и наша первая сборная — другой у нас нет. Это наша боль, наши слезы сегодня, но, возможно, наши радость и гордость в будущем.
В это надо верить. Здесь я на все 100% согласен с Олегом Романцевым, который дважды руководил сборной России. Иначе, действительно, нельзя.
Сергей Бесков
«РМ»