Оправдание за провал
В понедельник Фабио Капелло оправдывался за провал на чемпионате мира. Ответы наставника сборной России на заседании технического комитета РФС не устроили никого. Отчего так — в весьма жестком репортаже-комментарии обозревателя «Советского спорта» Сергея Егорова. Упреки и выводы автора не лишены некоторого перехлеста. Но и эмоции людей, болеющих за отечественный футбол и разочарованных выступлением национальной команды тоже зашкаливают...
В Доме футбола сегодня прошло заседание технического комитета РФС, два вопроса повестки дня: об итогах ЧМ-2014, докладчик Капелло, и пункт «Разное». На мой взгляд, российские тренеры оказались в довольно сложном положении, когда сам факт встречи становится кирпичиком в обороне итальянского мистера.
Что произошло на ЧМ? Сергей Игнашевич в интервью говорит, что все работали ответственно и хорошо. Капелло говорит, что претензий тоже нет ни к кому. Николай Толстых говорит про то, что Капелло, безусловно, квалифицированный специалист.
Подождите, этот квалифицированный специалист перед ЧМ получил то, что хотел, ради него устроили цирк с переносом последнего тура, когда играли в середине недели фактически золотой матч, а в будний день матчи наичнались одновременно с окончанием рабочего дня.
Мы завернули свой чемпионат, мы платим Капелло самую высокую зарплату среди всех тренером ЧМ. Он после игры говорит довольно странные слова про лазер и судейство, месяц отдыхает, общаясь с той прессой, откуда он сам и где его дача.
Так не пойдет. Задача не выполнена, и в этом случае обычно тренеров, особенно российских, гнали тряпками, или они уходили сами. Единственное исключение — Георгий Ярцев, но и он не продержался после Евро-2004 даже год.
Здесь — и это вообще непостижимо — тренер, проваливший турнир, приезжает в Россию и ему отдают на откуп всю систему сборных страны. Послушайте, РФС это все-таки большая организация, и опыт такой опеки у нас уже был, с Бертом Ван Лингеном все закончилось не очень хорошо.
Капелло, который на двух подряд ЧМ — сначала с Англией, теперь с Россией — получает ВСЮ систему сборных. Но почему, как это вообще объяснить. Первый контракт с Капелло подписывал Никита Павлович Симонян. Уважаемый ветеран, легенда. Но кто этому тренеру платит, какие там условия и может ли РФС освободиться от него, если мы не выйдем на Евро-2016?
Не буду говорить за страну, хотя выборка даже по мнениям в интернете показательна, но очень многие разочарованы не только результатом, разочарованы крайне незрелищной игрой. Тем, что мы вообще не вписались в контекст этого чемпионата. И у Коста-Рики игроки не самые лучшие, и у Швейцарии, и у массы других команд, но эти сборные играли в более интересный футбол и добились лучшего результата.
У нас, подчеркиваю, не сделано никаких выводов. Все хорошо поработали, сделали все, что могли. Ребята, вы тогда в сторону отойдите, потому что на Евро-2012 в сравнимой по сложности группе команда набрала больше очков и играла в куда как более интересный футбол.
И президент РФС, покусанный со всех сторон, не стал ни контракта с тренером подписывать заранее, и сам ушел.
Что сейчас-то происходит? Что это за история с руководством всеми сборными под ЧМ-2018? У нас Евро-2016 на повестке дня, и попробуйте вы с такой игрой обыграть Швецию и Австрию.
Но самое главное, о чем не говорят сейчас — вы попробуйте собрать на такую сборную с таким ее футболом полстадиона! То, что сейчас произошло вокруг Капелло — это стыд и позор в целом РФС.
Уволить итальянца нельзя, потому что не федерация нанимала его. Но хотя бы не дать себя превратить в посмешище время было.
Оформил все на заседании Славолюб Муслин. Если коротко, то виноваты игроки. По словам других тренеров, Капелло не обмолвился о том, что он сам сделал что-то не так. Отлично, это тоже позиция. У человека был месяц, чтобы хорошенько все обдумать и выйти на публику с позицией. Он приехал, провел техком и по его завершении не нашел десять минут, чтобы коротко, в режиме брифинга, ответить на вопросы журналистов.
Что ж, исполком РФС получил определенную пищу для размышлений. У меня надежда собственно только на Евгения Гинера. Мне в принципе понятно, что он делает в противостоянии с Николаем Толстых. Понять это не могу, не могу разделить и его точку зрения на развитие российского футбола, а позиция по осень-весна кажется мне глубоко классовой и ненавистной всем, кто играет в низших лигах.
Но! На одном из исполкомов Гинер имел довольно жесткую беседу с Капелло, когда задавал ему те вопросы, о которых молчат остальные: по календарю, по лимиту.
И сейчас Капелло в сложной ситуации. После ЧМ несколько футболистов высказались в положительном ключе о Капелло. Кто-то сказал о том, что хотел бы продолжать работу именно с Капелло.
И вот Дон приходит на техком и говорит, что проиграли из-за ошибки Акинфеева, из-за того, что кто-то выходил один на один и не забивал и из-за недостатка игроков. Ок, принимаем.
Но возвращаемся на два месяца назад и вспоминаем интервью Капелло, где тренер говорил о том, что команде по силам выйти в четвертьфинал. Получается, что он ставил задачу победы в группе (иначе со второго места мы выходили бы на немцев, а это вилы) и рассчитывал на победу в 1/8 финала над Португалией/США или Ганой.
Это именно Капелло ставил такую задачу. Это он сам сказал. А теперь виноваты игроки.
«РМ»
29.07.2014
Фото: latvia.russiaregionpress.ru
Вячеслав Колосков: «Капелло сказал, что у него нет ни одного игрока топ-уровня»
Почетный президент РФС Вячеслав Колосков о встрече тренеров с Фабио Капелло, вызвавшей оглушительный скандал и обрушившей акции главного тренера сборной России.
— Как все прошло, — потому что просочившееся в прессу вызывает возмущение словами Капелло который все свалил на игроков?
— Нет-нет, на игроков он не сваливал. Он говорил, наоборот, что хорошая команда, но нет ни одного футболиста топ-уровня.
— Не могли бы рассказать о том, как все прошло?
— С организационной точки зрения, он сказал, что все было шикарно, на уровне мировых стандартов, начиная сбора в Москве и кончая Бразилией. Но тут же сказал, что у сборной должна быть своя база. На самом высоком уровне было организовано медико-биологическое обеспечение, все так, как делается в других сборных.
— А что касается самих игры?
— К сожалению, вскользь он коснулся только игры с Кореей. Груз ответственности давил, начали нервно, 12 лет не играли в финальном турнире. Но ни слова о матчах с Бельгией, с Алжиром. Естественно, кто-то должен был задать вопрос, как вы сами оцениваете результат — провал, закономерность... Но вопроса не прозвучало, и раз его не было, он не стал тему развивать.
— Что еще не спросили?
— В чем мы отстаем от зарубежных сборных, что бы сам Капелло мог рассказать. Он просто сказал, что повысились требования к физике, скорости возросли, компактность повысилась, прессинг. Но соответствуют ли наши игроки этим требованиям, не сказал. Наши специалисты не спросили.
— Что спросили вы?
— Спросил о том, научатся ли наши футболисты, те 23 человека, которых вы взяли на ЧМ, играть в футбол на уровне Аргентины, Германии, Голландии и Бельгии.
— Каким был ответ?
— Нет. В лучшем случае один-два футболиста отвечают этим требованиям.
— Спросили ли его, что делать дальше?
— Да. Построить базу. Второе — больше доверять молодым. Есть молодые таланты, но им надо играть. А вы, тренеры, не ставите в состав, они играют в молодежных командах.
— А тренеры?
— Ответили, что у них есть поценнее футболисты и есть свои задачи. Третье, продолжил Капелло, — он предполагает в конце сезона провести 10-12-ти дневный сбор с молодыми футболистами, которых он видит в команде в
— Ссылались ли на опыт Германии?
— Да, безусловно. Подробно говорили, что надо идти по этому пути. В кулуарах возникла идея обратиться к руководству страны, чтобы провести специальное заседание при Президенте — совет по физкультуре и спорту, но только по футболу. Чтобы не выглядеть бледно в
— То есть атмосфера была деловой?
— Да, без истерик. Капелло спросили, вот если бы вы заново начали готовиться к ЧМ, поменял бы что-то, тренер ответил — нет, ошибок мы не допустили, были бы те же футболисты и та же подготовка.
— А даже бы Дзюбу он не взял?
— Вы знаете, очень невнятный был перевод. Прозвучал вопрос о том, что если проигрываете, должен быть план Б, можно поставить Дзюбу, он бы головой забил. Что Капелло ответил, честно, не понял.
— Говорил ли он что-то конкретное по игрокам?
— Да. Что в каждой команде есть стержневые игроки. Но у нас один — Широков — по травме не поехал. А другой — Акинфеев — допустил две ошибки, что может быть с каждым игроком.
— Случалось ли такое в вашей практике, когда тренер после провала говорил — я ни в чем не виноват.
— Проблема в том, что его конкретно никто не спросил об ошибках. Я не вхожу в состав комитета, ни в ассоциацию тренеров... Никто не спросил, в чем ваша ответственность, ошибки. А раз никто не спрашивает, он и не отвечает.
— Есть польза от таких встреч?
— Если они регулярные, то есть. Надо воссоздавать деятельность тренерского совета. Пусть тяжело, нерегулярно, но тренерский совет должен профессионально разбирать такие дела, говорить что-то тренеру в глаза.
— Вы почувствовали, что кто-то из тренеров может сказать в глаза?
— Да, Карпин и Черчесов говорили, что молодым платят большие деньги и они не хотят вкалывать, останавливаются в росте. Черчесов рассказывал о том, что хотел взять защитника из первой лиги, но попросили 450 тысяч долларов.
— А что Капелло?
— Согласился. Да, говорит, зарплаты у вас слишком высокие.
— А про свою зарплату ничего не сказал?
— Не спрашивали тренеры. Зачем, у них и свои зарплаты неплохие, что ж о себе спрашивать? От вопросов он не уходил, но прямых вопросов не было.
— Не спросили, не хочет ли он уйти в отставку?
— Нет, никто под сомнение его квалификацию не ставил. Наоборот, Гаджи Муслимович Гаджиев сказал, что не сомневается в ней.
Источник — «Советский спорт»