Призрак экономики
Один из способов поддержки экономики — это утилизация старых авто. В мировой экономике наметились новые признаки кризиса, пугают некоторые аналитики: стремительно падают цены на металлы, уголь, другое сырье. Пока, правда, держатся цены на нефть. Но только они экономику не вывезут. А если из-за ценового обвала начнут сворачивать работу металлурги и угольщики, съежится потребление энергии, тогда нефть неизбежно тоже начнет дешеветь
Но пока российский экспорт в первой половине этого года уменьшился в деньгах на 200 миллиардов рублей.
Медь в январе-июне этого года продавалась дешевле, чем в прошлом году на 6,8 процента, алюминий — на 7,7 процента, никель — на 12,4 процента, ссылается на данные Лондонской биржи металлов минэкономразвития. Каменный уголь подешевел почти на 17 процентов, продукция российского химпрома — каучук — на 19 процентов. Объемы поставок упали тоже. Сказать, сколько продлится эта тенденция, пока невозможно, на нее влияет слишком много факторов, говорит главный экономист Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Валерий Миронов. До сих пор непонятно, насколько будут сокращены стимулирующие меры для экономики в США, рецессия в зоне евро вряд ли закончится даже в 2014 году, замедляется китайская экономика.
Правительство Китая пытается перезапустить рост с помощью инфраструктурных проектов.
Но недавно китайское правительство приказало ликвидировать избыточные мощности 1400 госкомпаниям, напоминают эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Около трех недель назад в Поднебесной заявили о сокращении производства алюминия, рассказывает эксперт в области металлургии Максим Худалов. В России, прогнозирует он, это также возможно. Правда, в основном коснется наиболее неэффективных предприятий в регионах с дорогой электроэнергией, остановлена будет только часть наименее эффективных мощностей.
В мировой практике, если цены на металлы падают на 15-20 процентов, то в Поднебесной начинают делать запасы, чтобы потом при повышении стоимости продукции металлургической отрасли выбросить их на рынок, замечает Валерий Миронов. Так что, не исключено, накопление запасов китайцами оттянет с рынка излишки металлов. Сами по себе сообщения о сворачивании производства должны подстегнуть цены, надеется Максим Худалов. Есть и другие обнадеживающие прогнозы. «Алюминий — это упаковка, авиационная промышленность и прочие легкие конструкции, строительство и провода, которые не испытывают больших напряжений, — рассуждает Максим Худалов. — Сейчас ожидается восстановление спроса в авиационной промышленности. Крупнейшие мировые производители заключили много контрактов в прошлом году. Автомобильная промышленность будет постепенно переходить на использование алюминия. Детали из него имеют значительно меньшую плотность при сопоставимой прочности. Развитие этих технологий еще долго будет способствовать развитию алюминиевого рынка».
У России, кстати, тоже масштабные планы по развитию авиа- и автопрома. Спрос отечественной промышленности на русский металл мог бы тоже поддержать отрасль. За рубеж мы в основном вывозим малообработанную продукцию, продолжает Валерий Миронов. «Надо наращивать глубину переработки металла, повышать добавленную стоимость конечных товаров, диверсифицировать производство, предлагая на рынок, допустим, не стальной лист, а изделия из него. В этом случае наша металлургия может себя защитить от падения цен на металл», — предлагает этот эксперт.
Кроме того, Россия могла бы предложить мировому рынку товары, спрос на которые сохраняется, невзирая на кризисы, — продовольствие. Пока доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем объеме внешних поставок невелика — всего 2,4 процента.
Да и говорить о кризисе пока преждевременно, считают эксперты. Другое дело, ситуация, скорее всего, не будет быстро улучшаться, экономика будет вяло плыть по течению. Но даже это дает шанс перестроиться, набрать силы для разгона в будущем. «Отсутствие сильной турбулентности в сфере мировых финансов и мировых товарных рынков делает достаточно маловероятным резкое падение сырьевых цен и глубокий спад российской экономики», — считает Сергей Смирнов из Центра развития НИУ ВШЭ. Но если ничего не делать, Россия будет балансировать на грани между стагнацией и умеренной рецессией.
Илья Неведомский
«РМ»
09.10.2013
Фото: Сибур
Использованы материалы «Российская газета»
Металл дорожает к зиме
Российские сталелитейные компании собираются повысить октябрьские цены на прокат на 5-6% из-за ослабления рубля и роста мировых цен
Источники «Ведомостей» в ММК и «Северстали» рассказали, что их компании собираются в октябре повысить цены на внутреннем рынке на холодно- и горячекатаный прокат в среднем на 3-6%. Представитель НЛМК рассказал, что компания намерена в октябре увеличить цены на прокат на 3-5%. Повышение цен будет напрямую зависеть от региона и степени его удаленности от центра производства продукции, отметил собеседник в НЛМК.
Источник в «Северстали» поясняет, что цены будут расти из-за повышенной загрузки производственных мощностей компании, а это, в свою очередь, обусловлено повышенным спросом на внутреннем рынке и ростом цен экспортных поставок компании. Представитель НЛМК в числе причин тоже называет рост мировых цен на прокат.
Рост внутренних цен на прокат не прекращается с середины лета: холоднокатаный прокат толщиной 0,7-1 мм подорожал на 5,1% до 22 343 руб./т, а горячекатаный толщиной 4-12 мм — на 5,9% до 19 500 руб./т. Основным драйвером роста цен на сталь в начале сентября был китайский рынок: Национальное бюро статистики Китая констатировало, что производство стали в стране выросло в августе на 15,6% до 91,9 млн, а частные инвестиции в строительство за первые восемь месяцев составили $851,9 млрд, что на 19,3% больше по сравнению с 2012 г.
Аналитик БКС Олег Петропавловский отмечает, что рост внутренних цен зависит не только от экспортной цены на прокат, но и от ослабления рубля, который за последние несколько месяцев немного сдал по отношению к доллару. «В любом случае рост стоимости проката на внутреннем рынке в скором времени закончится — цены на строительную арматуру уже начали снижаться под влиянием сезонных факторов (окончание сезона строительства), а экспортные цены (СНГ) на проволоку снизились на 1%», — подытоживает Петропавловский. Рост скоро закончится, соглашается Красноженов: мировые цены начали падать, а российские металлурги опираются еще на августовские котировки.