Бензин ручного реагирования
Рост цен на бензин опередил годовой прогноз по инфляции. Власти предпочитают не вмешиваться, хотя в начале года они фактически взяли под контроль ценообразование на нефтепродукты. Отпустить цены пришлось весной из-за возникшего дефицита, причиной которого были не только предпринятые меры правительства, но и нерасторопность некоторых компаний по модернизации своих заводов.
Резкий рост цен на российское топливо произошел в конце прошлого года и продолжился в январе. 9 февраля на совещании по ТЭК премьер-министр Владимир Путин раскритиковал компании за такую ценовую политику и потребовал умерить аппетиты. Нефтяники в тот же день начали менять ценники на заправках. Бензин постепенно дешевел, в то время как мировые цены на нефть росли.
В результате компаниям стало выгоднее экспортировать топливо. Помимо этого ВИНК ограничили продажу топлива независимым операторам, которым приходилось работать либо себе в убыток, либо закрывать бизнес. Впрочем, своей вины в бензиновом кризисе государство не видело. «Дело не в дефиците, дело в сговоре», — говорил в апреле Путин. Понимая, что больше сдерживать цены нельзя, нефтяникам дали возможность повышать стоимость нефтепродуктов.
С начала года топливо подорожало уже на 7% на розничном рынке, на мелкооптовом — на 14% и спотовом — на 13%, говорит директор по развитию и маркетингу ИАЦ «Кортес» Павел Строков. По его мнению, если бы некоторыми компаниями не был сорван процесс перехода на новый техрегламент и не было введено ручное регулирование, годовой рост цен вряд ли вышел бы за рамки инфляции (прогноз на текущий год 6-8%).
Надеяться на традиционное снижение цен осенью не стоит. «Рынку необходимо наверстать упущенное. Кроме того, нет запасов топлива, которые бы обеспечили рынку сбалансированность. Максимум, что мы увидим, — это процесс накопления топлива, но не снижения цен. И маловероятно, что государство в этот раз будет вмешиваться», — говорит он.
«РМ»
22.08.11.
Фото: aks.od.ua
«Газпром» отвяжется от нефти
«Газпром» впервые заявил о возможности изменения существующего порядка ценообразования на газ. По словам главного стратега компании Влады Русаковой, такая необходимость обусловлена новыми реалиями нефтяного и газового рынка. Эксперты полагают, что в будущем монополия может учесть спотовую составляющую в контрактах, однако вряд ли перейдет на принцип свободного ценообразования.
В начале августа E.ON, крупнейший импортер российского газа в Европе, после неудачной попытки договориться обратился в арбитражный суд с требованием изменить формулу цены на газ. Вслед за этим иск в арбитражный суд подала и RWE.
«Нефтяная привязка газовых цен появилась около 50 лет назад, когда Голландия начала экспортировать газ с месторождения Гронинген. В то время газ стал вытеснять жидкое топливо на электростанциях. Однако сейчас рынок совсем другой: газ напрямую почти не конкурирует с нефтепродуктами», — рассказал РБК daily эксперт East European Gas Analisys Михаил Корчемкин. По его мнению, учитывая новые реалии, «Газпром» может пересмотреть формулу, и в новых контрактах индексационная корзина нефтепродуктов может быть «разбавлена» спотовым газом.
Источник