Броуновское движение в фигурном катании. Чем закончится массовый переход спортсменов к новым тренерам
На минувшей неделе третья за два месяца фигуристка ушла от Тутберидзе в академию Плющенко. 8-летняя Арина Парсегова со своим «бесценным опытом», полученным, как сказано в заявлении спортсменки, проследовала к Евгению Плющенко вслед за Александрой Трусовой и Вероникой Жилиной.
Академия папы Гном-Гномыча
Теперь, по заявлению самого Евгения, он располагает спортсменами высокого уровня в разных возрастных категориях и готов бросить вызов другим статусным школам фигурного катания. При этом академия Плющенко будет отличаться от «Хрустального» Тутберидзе. Школа Этери — государственная, что придаёт ей финансовой устойчивости и общей стабильности, позволяя не заботиться о дополнительных заработках. Плющенко же, опираясь на маркетинговый «гений» своей супруги Яны Рудковской, кажется, способной одним эффектом своего присутствия рождать денежный поток, рассчитывает развиваться по чисто рыночным лекалам. Они, возможно, не дают такой стабильности, как госфинансирование, зато весьма перспективны в плане будущих доходов. Впрочем, демонстративная лояльность четы Рудковских-Плющенко государству наводит на мысль, что от поддержки госбюджета она тоже не откажется.
Всё это вместе взятое, вероятно, в значительной степени повлияло на решение родителей Александры Трусовой перевести дочку в академию. Дополнительным бонусом, очевидно, была обещана «смена атмосферы» и тот желаемый тренерский «эксклюзив», который должен раскрепостить призёршу взрослого европейского первенства, сделать прыжковую часть её арсенала более стабильной, а компонентную — более разнообразной и отточенной.
Дополнительной страховкой от неожиданностей стал переход к Плющенко тренера Трусовой Сергея Розанова, который ранее работал под началом Тутберидзе,- для него это тоже новый карьерный шанс.
Конечно же этот переход стал самым громким в отечественной «фигурке», после отъезда за океан Евгении Медведевой. Он рождает пока главную интригу нового сезона: удастся ли Александре совершить прорыв и обойти своих товарок по трио ТЩК из команды Тутберидзе, в тени которых она находилась в последнее время. Положительный ответ во многом будет зависеть от качества работы команды Плющенко. Как уже было сказано, в маркетинговом потенциале которой сомневаться не приходится, а вот о тренерском мы не знаем практически ничего. Даже, несмотря на слова Евгения о том, что Трусова у него сходу выучила четверной риттбергер. Ответ здесь могут дать только соревнования, начала которых теперь мы будем ждать с огромным нетерпением. А на мнение и оценки экспертов большого внимания обращать пока не стоит. В этом смысле уклончивое «поживём-увидим» от Татьяны Тарасовой по поводу тренерских талантов Плющенко, наверное, самый адекватный ответ.
Меньше народа — больше кислорода
Что касается команды Тутберидзе, то ей уход части девочек, как ни странно это прозвучит, должен пойти на пользу. Уж очень тесно в последнее время было в «Хрустальном» от обоснованно амбициозных фигуристок. Спёртую атмосферу так или иначе следовало разрядить. Хочется надеяться, что стравливание пара пойдёт на пользу и Этери с её прекрасным выводком, и всему отечественному фигурному катанию.
Тем более, что в группе Тутберидзе зреют свои сенсации. Первая — связана с тренировками Алины Загитовой, которая, по слухам, готовится к возвращению в большой спорт и группу сильнейших и даже разучивает четверной флип. Вторая — с суперталантливой Камилой Валиевой, которая уже побила многие юниорские рекорды своих старших подруг по команде (той же Александры Трусовой) и готовится замахнуться на рекорды взрослые, включая победу на Олимпийских играх.
Американо-японская смесь
А вот у главной соперницы Валиевой — Алисы Лью нынче неурядицы. Похоже, для её отца стало очевидно, что разговоры о претензиях Алисы на золото Олимпиады-2022 без нового качественного скачка могут так и остаться разговорами. Поэтому он, как и папа Самши Трусовой, озаботился поиском нового тренера. Ими станут Ли Баркел и Лори Николь, которые работают в Торонто, притом, что сама Алиса продолжит жить в Калифорнии.
В 2019 году Лью стала самой молодой чемпионкой США среди взрослых. В Америке многие ждали, что после выхода на международную арену Алиса начнёт рвать всех соперниц и там. Но сначала Алиса уступила россиянке Камиле Валиевой в финале юниорского «Гран-при», а затем на молодежном чемпионате мира Лью осталась за спиной и Валиевой, и Дарьи Усачевой. Между тем именно эта битва считалась репетицией Олимпиады-2022 — к этим Играм нынешние юниорки должны перейти во взрослое катание.
Проблемы и у другой главной соперницы группы Этери Тутберидзе — Рики Кихиры, которая продолжит тренироваться под объединённым присмотром канадца Брайана Орсера и японки Миэ Хамады. Пикантности новому союзу придаёт то обстоятельство, что Орсер тренирует ещё и Евгению Медведеву, которая вовсе не отказалась от своих спортивных амбиций и наверняка будет соперничать на крупных турнирах с той же Кихирой. Болельщиков обеих фигуристок заботит, кто из них всё-таки станет главной ставкой Орсера: Рика или Евгения...
«Отставной козы барабанщик»
И, если мы уж заговорили об охватившей фигурное катание «эпидемии» переходов, надо упомянуть и о появлении нового ученика у бывшего наставника Евгения Плющенко — ветерана отечественного тренерского цеха Алексея Мишина. Речь о, казалось бы, давно списанном спортсмене Михаиле Коляде. Природа щедро одарила его массой талантов и достоинств, лишив одного, решающего — психологической устойчивости. Когда Коляда был в наилучшей физической форме — случалось, он мог выйти и завалить все прыжки.
Чёрная полоса Коляды началась с Олимпиады. В ней случались совсем уж чудовищные серии из падений на пяти — шести программах подряд или провалы типа 10-го места после короткой программы весной 2019 года в Сайтаме. Последняя победа в карьере Коляды была одержана на турнире в Таллине перед тем чемпионатом мира.
При этом фигурное катание успело уйти далеко вперед. У России уже есть новый чемпион Европы Дмитрий Алиев, мировой рекордсмен по надбавке за GOE Александр Самарин, талантливый Макар Игнатов и перспективные юниоры. Так что большой ставки на Коляду никто, видимо, делать не будет и особо помогать тоже. Сможет ли помочь Мишин? Для «Профессора» большой вызов взять на воспитание взрослого 25-летнего фигуриста.
На самом деле оба ничего не теряют: один проиграл всё, что мог, второй — выиграл всё, что мог. Так что доказывать им нечего, но можно попробовать совершить маленькое чудо...
Одним словом, интрига закручена почти до отказа и нуждается в скором запуске на реальных, а не воображаемых турнирах. Чтобы не обернуться очередным, обидным для болельщиков пшиком. Будем ждать и надеяться.
Сергей Бесков
СамолётЪ