Звезданутые (о снобизме в футболе)

 

 

 

 

 

 Первый этап мирового первенства в ЮАР вызвал определенное разочарование в околофутбольных кругах. Предостаточно поводов для скепсиса и иронии, за которыми сквозит общая растерянность оттого, что в процессе превращения одной из самых демократичных игр в истории человечества в дорогой продукт для миддл-класса из нее постепенно, как воздух из шарика, уходит прежний дух и содержание... 

 Почти все фавориты ЧМ провалили свои первые матчи. Если даже не по счету, то по игре уж точно. Англичане, увязшие в алжирских песках, оскандалившиеся французы, натужные испанцы, итальянцы… 

 

Даже бразильцы полтора тайма не могли ничего поделать с собравшейся в «кулак красной корейской машиной», то и дело пытавшейся разогнуться пружиной. Комментатор объяснял происходящее на поле в том духе, что, мол, вот какой странный, упрямый человек этот Дунга: собрал в команду, конечно, хороших игроков, но ведь нет среди них ни одной по-настоящему громкой «суперзвезды». 

И это было лишь первое высказывание – за ним в большом количестве последовали комментарии, сводящиеся к тому, что текущий чемпионат – «лажа», что вообще мировые первенства теряют свой уровень, свою привлекательность, не идут ни в какое сравнение с «главным» футбольным турниром – Лигой чемпионов. 

Понятны, что за всем этим сквозят первые обиды, и разочарования, но есть еще нечто более глубокое, отражающее общий процесс, происходящий в мировом футболе в последние десятилетия с лавинообразным нарастанием. Суть его один коллега выразил, может быть, несколько грубовато, но в целом точно: «превращение футбола в ХХ веке из дешевой бодяги, которую разводили богатые, чтобы отвлекать народ от классовой борьбы, как написал бы Карл Маркс, в продукт на полке супермаркета для миддл-класса». 

Процесс превращения игры в продукт и бизнес-проект многообразен: включает в себя, в том числе, активный «товарообмен» игроками, маркетинг с сопутствующими ему агрессивными рекламой и «пиаром». Но каждый из этих шагов имеет свою оборотную сторону.

Безусловно, полезное подтягивание футбольной инфраструктуры, превращение прежних, возможно, не самых удобных, но «домашнее-демократичных» стадионов (или «скотосборников», как выражается все тот же коллега) в комфортабельные (едва ли не 3D) арены резко удорожает стоимость билетов. Да, в странах, где «миддл-класса» завались, это срабатывает. Но в иных местах, включая родное Отечество, соседнюю Украину или Южную Африку, приводит к удручающим «проплешинам» на трибунах. 

Впрочем, ехидно замечают комментаторы-снобы, новый продукт не для «быдла». И он, футбол «высоких достижений» понемногу уходит туда, где за него готовы платить, концентрируясь в почти строго ограниченном ареале из нескольких стран Западной Европы: Англии, Италии, Испании, Германии, Франции, Португалии. Ареал этот становится своего рода «закрытым клубом», футбольным аналогом НХЛ, всасывающем в себя все лучшие таланты изо всех стран всех континентов. Клуб этот еще не вполне закрылся, но все к тому идет – разговоры о специальной европейской суперлиге для элитных команд, не связанной с национальными первенствами идут уж не первый год. И, когда этот проект будет реализован, спортивный принцип уйдет из него окончательно. Останется лишь незамутненная и тоталитарная, лишенная лишних сантиментов, избавленная от непросчитанных неожиданностей логика медийного зрелища: «Сиди и смотри!». 

Эта же медийная логика заставляет всю эту «махину» работать по принципу «фабрики звезд»: они штампуются непрерывно во все возрастающем количестве. Очень часто даже вне зависимости от реального уровня мастерства и таланта. И эксплуатируются нещадно – на футбольном поле и за его пределами. В качестве компенсации (и почти единственной мотивации) выступает возгонка «звездных» зарплат, клубных бюджетов, стоимости прав на телевизионные трансляции и, в конечном итоге, поборов со всей зрительской «ботвы». 
На этом фоне соревнования вроде чемпионатов мира и Европы становятся едва ли не последними «заповедниками» футбола в его традиционном понимании. Здесь неожиданно всплывают старые, добрые футбольные принципы, казавшиеся прежде незыблемыми, а ныне ушедшие куда-то на периферию сознания.

О них неплохо бы вспомнить тем снобам, что шумят по поводу «незрелищности», «скучности», «низкого уровня» матчей нынешнего мирового первенства. О том, что «звездам» очень трудно играть хорошо после 50-60-ти матчей сезона, после того, как напрочь отбита всякая иная мотивация, кроме денежной, а выплаты в сборной не идут ни в какое сравнение с клубной зарплатой. О том, что очень часто «порядок бьет класс», и всегда выигрывает команда, а не набор «звезд», как это было, к примеру, с ивуарийской командой, ведомой суперзвездным Дидье Дрогба. О том, наконец, что понятия «звезда» и «великий игрок» - не синонимы. «Звезд» разного калибра сейчас великое множество, великие игроки всегда были наперечет. Отличие между ними определяется не только спортивным умением и величиной таланта, но и масштабом личности. Здесь очень показателен пример сборной Франции, представившей нам разительный контраст двух команд – с Зиданом и без Зидана. 

Не хотелось бы, чтобы это высказывание походило на завистливое излитие желчи человеком, чья национальная команда осталась за пределами ЧМ-2010. Все вышесказанное относится и к сборной России – забвение нашими футбольными функционерами и игроками (тоже изрядно хватанувшим «звездности») известных аксиом великой игры, в общем-то, и было решающим в не попадании команды на первенство. 

Конечно же, чемпионат расставит все по местам. Скажутся и выучка, и класс, физическая и моральная готовность, опыт и традиции. Но, надеюсь, на пути к заветному финалу найдется место и для неожиданности, и для удачи…

Сергей Бесков
«РМ»
24.06.10.

Фото: REUTERS

Хорошим игрокам законы физики мешают

  Выяснилось, почему футболисты на ЧМ-2010 бьют мимо ворот. 
  Если раньше футболист, бьющий мимо ворот, совершенно справедливо получал от болельщиков только отборную порцию мата, то теперь ученые решили вступиться за игроков сборных команд, сражающихся на чемпионате мира в ЮАР, показав, что дело здесь может быть не только в игроке.  
  Правда, пожалели они лишь тех мастеров кожаного мяча, что играют на стадионах Йоханнесбурга "Соккер Сити" и "Кока-Кола парк". Как оказалось, забивать мячи на них футболистам мешают непреложные физические законы. Дело в том, что южноафриканский город Йоханнесбург расположен достаточно высоко над уровнем моря - на высоте 1680 м, и здесь аэродинамические свойства мяча оказываются иными, чем в более низких районах, из-за меньшей плотности воздуха. Футбольный снаряд куда сложнее закручивать. Кроме того, он летит быстрее. К этому выводу пришел аэрокосмический инженер NASA Раби Мехта, который заметил, что футболисты частенько совершают эффектные рывки к воротам противника, а потом ни с того ни с сего палят в небеса. По мнению исследователя, игрокам, которые хотят извлечь выгоду из его открытия, следует намеренно сдерживать силу удара, то есть бить по мячу немного слабее, чем при ударе на стадионах, расположенных на более низких высотах. 
  Кстати, в Йоханнесбурге на стадионе "Соккер Сити" пройдет и финальный матч чемпионата, так что любой футболист после поражения сможет при желании свой промах свалить на законы физики. Мол, это не я, а высота над уровнем моря во всем виновата. 


Источник - РБК

 

Поделиться
Отправить