Антология протеста. О чём может рассказать хронология вологодских митингов против повышения пенсионного возраста?
Дело в том, что за последние годы столь масштабных скоординированных кампаний попросту не было. Да, были протесты врачей и медсестёр по поводу ситуации в медицине в 2012-2014 годах. Учёные протестовали против реформы РАН, дальнобойщики выступали против «Платона». Активно и ярко выступали клиенты банков, взявшие ипотеку в валюте: их платежи резко выросли, после падения курса рубля в 2014-2015 годах. Уже два года продолжаются крупные протесты обманутых дольщиков.
Протесты против пенсионной реформы стоят особняком. Потому что впервые с «монетизации льгот» предложенные изменения коснулись абсолютно всех. И именно поэтому, вместо обычных 200-300 человек, на митинги в Вологде и Череповце выходили тысячи — но это поначалу. На массовости протеста сказалось то, что для многих россиян проблема будущих пенсий абстрактна. А жителю России важна конкретика, с которой он сталкивается здесь и сейчас.
Кампания против пенсионной реформы началась 16 июня — через два дня после того, как правительство объявило о соответствующем законопроекте. Первый митинг прошёл в Новосибирске, причём провела его непарламентская Партия пенсионеров. По всей видимости, изначально его планировали проводить с другим посылом: против повышения НДС и возможного подорожания ОСАГО. Добавить ещё один лозунг не так и сложно. В других регионах, к примеру, в Рязани в тот день проходили одиночные пикеты, которые ни с кем не нужно согласовывать.
Первая волна со специально организованными акциями началась в последних числах июня. 28 июня митинговал Псков, 29-го — Мурманск, Челябинск и Тюмень. В Вологодской области первый митинг прошёл 1 июля. Благодаря агитации КПРФ и сторонников Алексея Навального, народу на небольшом пятачке около памятнику Ленину собралось небывало много для Вологды — по крайней мере, тысяча человек. После этого, в разных городах акции проходили почти каждый день, а то и по две-три одновременно в течение всего июля.
Самые крупные акции ожидаемо прошли в Вологде и Череповце. В отличие от города металлургов, в областной столице у протестов было четыре разных организатора: КПРФ, профсоюзы, «команда Навального» и «Яблоко», которым так и не удалось договориться о совместных акциях. Никак себя не проявили ЛДПР и «Справедливая Россия», которые в других регионах вели себя более активно.
Напротив, в Череповце за счёт объединенных усилий КПРФ и городского профсоюза образования удалось собрать поистине феноменальный пятитысячный митинг 4 июля и 25 июля — 2,5 тысячи. Это притом, что Череповец, в отличие от Вологды, протестными акциями не избалован.
В районах области митинги в-основном были малочисленными, собирая не более ста человек. Однако, были и исключения. 3 июля митинг в Верховажье собрал 300 человек. Столько же было 5 июля на митинге в Грязовце. 17 июля в Бабаеве пришло 300 человек (500 по данным организаторов). Этот митинг запомнился выступлением местного «вологодского Че Гевары», видео которого набрало в интернете десятки тысяч просмотров. 26 июля вновь 300 человек собралось на акции в Чагоде. Напротив, в изнурённом прошлогодними политическими склоками Великом Устюге митинги были довольно малочисленными.
Пресса об акциях в районах писала не очень охотно. Возможно, потому что оперативной информации о них не практически появлялось. Ведь журналисту информационного агентства недостаточно сухих сведений о том, что митинг просто состоялся. Он хочет подробностей. Но как это сделать, если видео выкладывают в сеть через пять-семь дней? С другой стороны, невозможно каждый день писать, что где-то ещё прошёл митинг: «выступали те же, говорили то же».
Всего в области КПРФ провела более трех десятков митингов, но информацию можно найти отнюдь не о каждом. Митинг в 27 июля был заявлен в официальных группах партии в соцсетях, но факт его проведения зафиксирован только в комментариях «троллей». Зато акции прошли в таких экзотических для протеста местах, как сёла Верховажье, Шуйское Борисово-Судское, и организаторы целиком их отсняли на видео.
Главная тенденция кампании состоит в том, что самые массовые митинги проходили в самом ее начале. Уже к концу июля накал страстей начал спадать. Во время августовского перерыва, когда протестные акции проходили в районах, у людей, видимо, начала накапливаться психологическая усталость.. Ведь ни для кого не секрет, что чем регулярнее проходят митинги, тем больше людей про них знает. Перед началом третьей, сентябрьской волны протестов президент Владимир Путина выступил с телеобращением, которое охладило многих сомневающихся.
Начало митингово-протестной активности по поводу пенсионной реформы показало, что российская власть, привыкшая к покорности избирателей, впадает в ступор каждый раз, когда население вдруг начинает выражать свое неудовольствие. Но здесь, как говорится, «размер имеет значение»: если протестующих много, то им, как показывают проходящие сейчас «пограничные» акции в Ингушетии, можно почти всё, а если народа собирается мало — то ему нельзя ничего. Мало того, административно-уголовные санкции могут грозить за одни только призывы прийти на акцию протеста.
С другой стороны, завершающая стадия последних губернаторских выборов в ряде регионов страны продемонстрировала, что, похоже, граждане нашли новый легальный способ выражения своего недовольства — электоральный. И своим протестным голосованием опять сумели озадачить государство российское. Но это уже совсем другая история...
Всего КПРФ провела 37 митингов, 2 провела ФНПР, 3 — вологодский оппозиционный политик Евгений Доможиров. Это, не считая одиночных протестных пикетов, один из которых на счету партии «Яблоко». Серию одиночных пикетов в день сессии ЗакСа, 11 июля — организовала КПРФ.
Владимир Пешков
СамолётЪ