«Привет» из Подмосковья. Почему вологжане не очень верят, что к ним не привезут мусор с подмосковных свалок?
Это заявление было сделано в интервью телеканалу «Русский Север». Главным аргументом, подтверждающим обещание, по словам Стрижова, является принятая в регионе схема по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
«Все хозяйствующие субъекты должны работать строго в соответствии со схемой. Органы исполнительной власти в качестве контролирующего органа будут очень жёстко и чётко следить за тем, чтобы все транспортные потоки соответствовали схеме и электронной модели».
По словам заместителя губернатора, в региональной схеме не предусмотрены межрегиональные потоки мусора: «Все отходы, образуемые на территории области, после сортировки будут размещены на полигонах Вологодской области. Ни один килограмм мусора не „уедет“ от нас на чужую территорию, и ни один кг не должен приехать к нам. Если это случится в результате мошеннических действий, в этом предстоит разбираться правоохранительным органам», — заявил Антон Стрижов.
Особенности телевизионного жанра таковы, что зрителя в основном должны убеждать правильная риторика, достоверные эмоции и картинка (не анализ фактов). Всё это присутствовало в эфире «Русского Севера».
Но достаточно ли этого, чтобы убедить вологжан, опасающихся, что подмосковный губернатор Воробьёв (кстати, сын известного в области сенатора и Героя России Воробьёва) всё-таки не пошлёт к ним свои мусоровозы? Вот в этом как раз полной уверенности нет.
Попробуем объяснить, почему.
Ну, во-первых, смущает масштаб «мусорной» проблемы Подмосковья, где, благодаря наличию самой Москвы с её огромным населением, а также множеству больших и малых городов самой Московской области, генерируется такое количество отходов, что справиться с ними быстро и в масштабе одного региона просто невозможно.
Выброс свалочного газа в марте в Волоколамске, в результате которого пострадало местное население и который, по мнению Антона Стрижова, стал поводом для «спекуляций» о вывозе мусора на Вологодчину, оказался только сравнительно громким «эхом» большой мусорной беды.
Поскольку территория Подмосковья ограничена и не обладает необходимым количеством перерабатывающих мощностей, естественным образом встал вопрос о вывозе мусора. Как сообщал РБК со ссылкой на министра экологии Московской области Александра Когана, до конца апреля будут подведены итоги конкурса по отбору региональных операторов по вывозу мусора из Московской области, заявки на участие в нем подали 12 компаний.
Вопрос вывоза отходов в другие регионы власти начали обсуждать в связи с закрытием ряда мусорных полигонов в Московской области. Зампред правительства Подмосковья Александр Чупраков напомнил, что на конец 2012 года в регионе было 39 полигонов, большая часть из которых — свалки. «За эти годы было закрыто 24 полигона — вынужденная мера. Сейчас осталось 15 полигонов, все они должны подлежать рекультивации», — отметил он.
По данным министерства экологии Московской области, из 55–60 млн т всех твердых бытовых отходов, образующихся в России за год, пятая часть (11,7 млн т) приходится на столичный регион (3,8 млн т — Московская область, 7,9 млн т — Москва). И в Подмосковье ежегодно оседает более 10 млн т мусора.
«2018 год будет очень сложный, мы не хотим возвращаться к закатыванию мусора в грунт. Полигоны закрываются те, которые полностью исчерпали свой ресурс. По каждому полигону должен быть подготовлен проект, каждый должен быть рекультивирован», — сказал Коган.
Раз конкурс проводится, значит, мусор куда-то повезут. И в огромных коичествах.
Первыми забеспокоились жители близлежащих к Подмосковью регионов. На прошлой неделе первый митинг протеста против ввоза в область подмосковного мусора прошёл в Ярославле. По предварительным данным, в акции приняли участие около 200 человек.
«Мы требуем от правительства срочного принятия программы по переработке и утилизации мусора и строительства мусороперерабатывающих комплексов», — заявила депутат муниципалитета Наталия Бобрякова.
«У нас нет условий, чтобы хранить мусор [из Москвы]. Это всё уходит в Волгу», — отметил депутат Алексей Филиппов.
Митинг против ввоза московского мусора в Ярославскую область собрал около 1500 участников, рассказала РБК организатор, координатор ярославского штаба оппозиционера Алексея Навального Елена Лекиашвили. По ее словам, участники пришли с плакатами и высказывались о проблеме через мегафон.
Мэрия Ярославля отказалась согласовать митинг и организовала поблизости концерт, поэтому музыка из динамиков мешала проведению акции.
Участники митинга выразили протест против ввоза мусора из Москвы на полигон «Скоково». Ярославские активисты организовали патруль в районе свалки и регулярно замечают мусоровозы с московскими номерами, отметила Лекиашвили. По её словам, правительство Ярославской области обещало подписать соглашение об утилизации московского мусора только по согласованию с общественностью, однако рабочая группа так и не создана.
Если ярославцы по-настоящему упрутся, мусор повезут дальше.
И, пожалуй, и, к сожалению, именно Вологодская область может оказаться идеальным вариантом для того, что спрятать здесь московские отбросы. Вологодчина огромна — её площадь почти в 3,5 больше площади Московской области, а население меньше в почти в 7 раз. И порядка по части обращения с мусором в ней до последнего времени было, скажем так, маловато.
Начиная с «проблемных» полигонов у двух крупнейших городов региона, которые, соответственно, производят основную долю региональных отходов, заканчивая бесчисленными несанкционированными свалками, которые часто можно было обнаружить только благодаря активистам Народного фронта с их проектом «Карта свалок».
Последнее обстоятельство, которое всё же вызывает тревогу по части возможности появления в регионе «столичного» мусора, это вопрос политической целесообразности. Мы, конечно же, с гневом отвергаем любую возможность заключения соответствующего соглашения между губернаторами Вологодской и Московской областей. Но хватит ли политического «веса» вологодскому губернатору, чтобы противостоять нажиму московского мусорного лобби (которое неизбежно появится, если уже не появилось), которое будет пихать свои отходы во все стороны, подключая разные механизмы влияния, вплоть до правительства и администрации президента?
Ответ пока не кажется очевидным.
И трудно пока предсказать, что тогда будет со всеми «подготовительными мероприятиями, проведёнными в Вологодской области по переходу на новую систему обращения с коммунальными отходами, о которых сегодня так уверенно говорил Антон Стрижов. Не окажутся ли они тогда той самой «соломинкой», за которую будет хвататься регион, чтобы совладать с Большим мусорным потоком?
Что ж, будем надеяться на лучшее.
Марина Мельникова
СамолётЪ