Взрыв из будущего
Взрыв газового баллона в гаражном боксе напротив Череповецкого литейно-механического завода, где представители России и Беларуси подписывали соглашение о создании машиностроительного кластера только отчасти можно списать на случайность.
Напомню, что в пятницу, 5 августа в одном из гаражных боксов, расположенных в череповецкой промзоне напротив литейно-механического завода произошел взрыв, унесший жизни двух подростков. Практически одновременно с разбором завалов на ЧЛМЗ начались торжественные мероприятия, приуроченные к 65-летнему юбилею предприятия.
Формальной новостью, которая должна была прозвучать на все «союзное государство России и Беларуси», являлось подписание двусторонних протоколов о намерениях по созданию на производственной площадке череповецкого предприятия машиностроительного кластера — целого ряда связанных между собой производств по выпуску специализированной транспортной техники.
Реально основа будущего кластера на ЧЛМЗ уже существует — в виде производства колесных тракторов специального назначения на базе известного трактора «Беларус». Надо отдать должное директору ЧЛМЗ, который в полной мере использовал все возможности, представленные объявленной государством политики диверсификации и, используя свои лоббистские возможности в России и Беларуси создал, по сути, еще одно предприятие, производящее треть всей российской специализированной самоходной техники.
В июле этого года приказом Минпрома Череповецкий литейно-механический завод включен в реестр крупнейших производителей самоходных машин. Это дает предприятию возможность получать преференции. По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Александра Морозова, министерство уже субсидирует предприятию часть затрат, связанных с производством локализованных моделей техники. Общий объем субсидий только в первом полугодии превысит 76 миллионов рублей.
Новые протоколы о намерениях, в подписании которых приняли участие помимо упомянутых Боглаева и Мороза представители еще трех белорусских предприятий (МАЗ, МТЗ и «Дорэлектромаш») обещают ЧЛМЗ и возможным СП, которые будут созданы при его участии, инвестиции порядка 300 млн рублей. Деньги якобы предоставит Сбербанк, с которым «уже договорились». К 2018 году производство тракторов в Череповце должно вырасти в два раз и превысить три тысячи единиц. Это, как мечтает вологодский губернатор Олег Кувшинников, должно сделать город на Шексне «тракторной столицей» России. Кроме того, губернатор рассказал о планах по созданию крупнейшей транспортно-логистической кампании по перевозке грузов между Россией и Белоруссией с использованием тягачей марки «МАЗ» в кооперации с Ярославским заводом.
На фоне неуклонного падения отечественного ВВП и продолжающейся второй год стагнации промышленного производства (кроме пищепрома) особенно в транспортном машиностроении, вся эта история с кластером выглядит красивой сказкой, рассказанной серьезными, в общем-то, людьми к юбилею уважаемого предприятия. Фантастикой кажется почти все, кроме энергии и энтузиазма Владимира Боглаева, которому как всегда «больше всех надо», который умеет превращать предприятия-банкроты в лидеров отрасли и озабочен воспитанием кадров, которых нет для предприятий, которых еще тоже нет, но обязательно должны появиться.
И вот здесь-то самое время вспомнить о взрыве гаража, который «благословил» подписание соглашения о кластере. Трагедия, похоронившая под своими обломками двух череповецких пацанов, расследуется как «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности смерть двух лиц» (ч. 3 ст. 238 УК РФ). То есть речь идет о той самой «гаражной экономике», которая снова расцветает в нашей стране, по-прежнему опирающейся на сырьевой экспорт под разговоры об инновациях и высоких технологиях, вбирая в себя всех, кто оказался не нужен «экономике нефтяной трубы и газового вентиля». Той самой гаражной экономике, которая (не дай, Бог!) может стать символом нашего будущего, способного если не в буквальном, то в переносном смысле угробить несколько поколений молодых россиян.
В этом смысле уже звучат и другие тревожные сигналы, кроме недавнего взрыва. Например, заявление вице-премьера Ольги Голодец, высказавшей мнение о том, что доля индивидов с высшим образованием в нашей стране чрезмерна и должна постепенно сокращаться, поскольку, мол подавляющее большинство профессий в России высшего образования не требуют.
Из-за коррупции, плохого корпоративного управления или ограниченности финансовых услуг экономика может испытывать дефицит инвестиций и медленный рост производительности. Позиция понятная для министра стране отсталой, экспортирующей простые товары и предлагающей базовые услуги. В экономике такой страны на рынке труда простые профессии, естественно, намного популярнее сложных. Но это бесперспективная позиция. «Уровень технологий в экономике устаревает, а образования — нет, но, вместо того чтобы сократить технологическую отсталость, предлагается сделать шаг назад и увеличить отсталость и в образовании, — отмечает в своей статье для „Ведомостей“ экономист Иван Любимов. — Возможно, более адекватными будут преобразования в других сферах: борьба с коррупцией, улучшение качества топ-менеджмента, развитие финансовых рынков, в результате которых вырастет уровень инвестиций в новые технологии, и на рынке труда изменится структура спроса в пользу тех, кто может производить сложные, технологичные товары».
Добавим, что эти же меры необходимы для того, чтобы превратить из сказки в быль обещанный череповецкий кластер.
Илья Неведомский
«РМ»