ММКФ: политика, скандалы, секс, киномода
Открылся Московский международный кинофестиваль, странный, непонятно, как и на что существующий. Но, по-прежнему, любимый...
Бывает такой возраст и такие ситуации, когда хочется говорить словами товарища Дынина/Евстигнеева: «Когда я был маленьким...».
Так вот, когда мы с кинокритиком Юрием Гладильщиковым были маленькими, ММКФ был совершенно особенным, совершенно удивительным и грандиозным для страны событием, которое так и воспринималось добрым и простодушным советским зрителем. И с уважением воспринимался тем, что принято называть «международной общественностью».
Потом, когда прежние устои вдруг зашатались и стали сыпаться, появилась эта дурная манера на все более-менее значимое в прошлом смотреть свысока (часто вне зависимости от реального роста смотрящего). И всем как-то стало стыдно за наш милый, бедный и никому ненужный Фестиваль...
Но вот Юрий, спасибо ему, полагает, что ММКФ продолжает быть загадочным: «Берлинале, с которым он формально находится в одном ряду (категория «А», крупный конкурсный смотр универсальной направленности), ежегодно приносит в казну родного города примерно €30 млн за счет продажи сотен тысяч билетов, сувениров, номеров в гостиницах, заполненных иностранными гостями, благодаря такси и ресторанам, которые эти гости оплачивают.
Московский фестиваль — дотационный, попрошайка. Он фактически концентрируется в одном-единственном мультиплексе «Октябрь», тогда как в Берлине фестивальных кинотеатров десятки. И на него почти никто не приезжает.
Программа при этом замечательная. Много толковых рубрик помимо конкурса. Качественный отбор фильмов.
«Да и да» Валерии Гай Германики, Россия, конкурсная программа
Актуальным этот фильм делает уже фамилия, точнее псевдоним, режиссера — Гай Германика. Многие до сих пор считают эту
У второго игрового фильма Гай Германики для большого экрана и проката «Да и да» среди продюсеров Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский, которые никогда не станут вкладываться в маргинальный бесперспективный проект. На Гай Германику делают большие ставки. О чем фильм, пока загадка, хотя синопсис опубликован: он якобы о первой большой любви и первом любовном разочаровании учительницы из спального района, на которую никто прежде не обращал внимания. При этом любовник героини — живописец — успевает заразить ее художественным взглядом на мир. Но почти наверняка фильм окажется о чем-то другом.
«Ложь Армстронга» Алекса Гибни, США, конкурс документального кино
Название способно сбить с толку. Есть легендарный джазовый музыкант Луи Армстронг, есть недавно умерший астронавт Нил Олден Армстронг, но в данном случае речь о легендарном велогонщике Лэнсе Армстронге, семь раз подряд выигравшем самый престижный в мире Тур де Франс. Необычность фильма в том, что режиссер начинал его как песнь Армстронгу — когда тот вернулся в большой спорт, сумев преодолеть рак. А в итоге сотворил нечто вроде панихиды, поскольку во время съемок выяснилось, что Армстронг использовал допинг, и его лишили всех титулов. Моментальное превращение героя в антигероя — едва ли не самый актуальный сюжет современности.
«Сетевой торчок» Хиллы Медалиа и Шоши Шлам, Израиль-США, конкурс документального кино
Еще одна актуальная картина — про наркозависимость от сети. Не удивляйтесь, что в списке самых нервотрепных фильмов ММКФ много документальных — так сегодня и должно быть. Хотя лента сделана двумя израильтянками, речь в ней о Китае. Именно там впервые в мире интернет-зависимость была на уровне государственного законодательства названа болезнью. Фильм прослеживает историю трех мальчиков из пекинской клиники, где героям пытаются вправить мозги и излечить их от интернет-углубления.
«Соль Земли» Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо, Бразилия — Италия — Франция, спецпоказы
Фильм, актуальный для всех, поскольку все теперь фотографируют. Один из самых значимых режиссеров 1970-80-х немец Вим Вендерс, увы, явно утративший дар снимать игровое кино, нашел себя в кино документальном. Он уже сделал роскошную 3D-картину «Пина» — про хореографию знаменитой танцовщицы-авангардистки Пины Бауш. И теперь снял фильм об одном из современных фотохудожников бразильце Себастьяне Сальгадо (кстати, в соавторстве с сыном героя). Поскольку Сальгадо, прежде старавшийся быть фотографом социально-политическим, переключился на мир нетронутой человеком природы, то каждый кадр фильма такой, что хоть вырезай и вешай на стену.
«Добро пожаловать в Нью-Йорк» Абеля Феррары, США-Франция, программа «8 ½ фильмов»
Этот фильм произвел сенсацию на недавнем фестивале в Каннах, в нем не участвуя. Его демонстрировали лишь на каннском кинорынке (который при своей громадности не относится к фестивалю), но на него ломились все. Дело не только в имени режиссера-хулигана Абеля Феррары, относящегося к тем редким знаменитостям, которых все одновременно и знают, и нет. Дело в сюжете. А сюжет в том, что один сверхвлиятельный в экономике господин однажды ночью в Нью-Йорке совершает нечто с сексуальным подтекстом, что становится достоянием общественности и лишает его всех ведущих позиций.
В основе — история бывшего главы Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана. Самое забавное, что его изображает самый большой патриот современной России, постоянно носящий с собой российский паспорт Жерар Депардье. Подстроен ли был скандал со Стросс-Каном или нет, было ли это сделано, чтобы напакостить Ливии или не только ей, — смотрите в фильме.
«52 вторника» Софи Хайд, Австралия, программа «Далекое близкое»
При знакомстве с программой (это опять-таки к вопросу об актуальности) возникает подозрение, что отборщики нынешнего ММКФ совершили террористический акт по отношению к его раболепному президенту Никите Михалкову. Часть программы «Далекое близкое» — про нетрадиционные сексуальные отношения. Из анонса фильма «52 вторника»: «Старшеклассница Билли полагала, что знает все про свою маму. Поэтому она была крайне удивлена, когда мама решила поменять пол и стать папой».
«R 100» Хитоси Мацумото, Япония, программа «Дикие ночи»
На всех фестивалях первой мировой пятерки от Канн до Торонто актуальны полуночные программы, где показывают самое что ни на есть дикое кино. ММКФ старается не отставать. Вот самый, на первый взгляд, варварский из московских фильмов. Причем актуальный для многих читателей Forbes, ежедневно надевающих приличный офисный костюм. Сюжет (с сокращениями): «Офисный работник ощутил потребность скрасить жизнь приключением. Он подписывает годовой контракт с загадочным клубом. Непременное условие — невозможность досрочно расторгнуть договор. Мужчина окунается в удивительный мир сумасшедшей любви. Сногсшибательные красотки подстерегают его в самых неожиданных местах. Но после нескольких свиданий дамы начинают вторгаться в его личную жизнь, и игра выходит из-под контроля».
«Пресловутый мистер Бут» Тони Бергера и Максима Поздоровкина, США-Россия, программа «По ту сторону игровой и неигровой»
Документальная история Виктора Бута, ставшего прототипом главного персонажа голливудского триллера «Оружейный барон» — там его сыграл Николас Кейдж. Дальнейшие вопросы понятны: вся ли эта история Бута? Та ли история? Насколько можно доверять документалистам и насколько Бут был с ними искренен? Не исполняли ли они чей-либо заказ? В любом случае интересно посмотреть эту картину и сделать свои — актуальные — выводы.
«В двадцати шагах от славы» Морганна Невилла, США, «Свободная мысль»
Фильм, получивший в этом году «Оскар» за лучшую полнометражную документалку. Суть его более чем актуальна: что есть человек второго ряда? Согласны ли вы быть человеком второго ряда, даже если вам хорошо платят? Речь о певцах, о бэк-вокалистах, невероятных профессионалах и импровизаторах, благодаря которым зачастую и звучит главный — суперзвездный — голос. Но ситуация легко проецируется на любой человеческий конфликт в бизнесе, политике, культуре. Ужас вечно оставаться на подпевках, зная, что твой голос намного сильнее, нежели у ведущего.
«Смерть рабочего» Михаэля Главоггера, Австрия-Германия, «Свободная мысль»
Это уже классика. Режиссер Михаэль Главоггер, снимавший потрясающие художественные и документальные фильмы, умер в апреле
Сергей Михайлов
«РМ»
20.06.2014
Фото: Forbeslife
Вологодское фестивальное лето
Тем временем ряд громких и ярких фестивалей международного уровня в ближайшие три месяца готовится принять у себя Вологодская область.
Фестивальное лето начнется с «Голосов истории» — одного из старейших имиджевых театральных проектов региона. С 24 июня по 2 июля спектакли десяти театров России пройдут на фестивальных площадках Вологды, Череповца, а также на территории Кирилло-Белозерского монастыря.
В это же время, с 26 по 28 июня, при поддержке Фонда социально-культурных инициатив, возглавляемого Светланой Медведевой, в Вологде пройдёт II Международный фестиваль кружева «VITA LACE». Он будет посвящен XXII зимним Олимпийским играм в Сочи-2014.
Самым зрелищным мероприятием фестиваля станет акция «Кружевное сердце Олимпиады», где мастерицы сплетут кружевные сердечки и соединят их в большое панно. На сегодняшний день подано более 350 заявок на участие, в том числе из Франции, Швейцарии, Ирландии, Австралии, ЮАР и 23 регионов России.
В начале июля с 4 по 8 число в Вологде традиционно пройдёт Пятый кинофестиваль VOICES. VOICES (Vologda Independent Cinema from European Screens) — международный Фестиваль полнометражных художественных фильмов. По традиции на Фестивале будут представлены ленты молодых режиссеров, чьи работы лучше всего отражают тенденции независимого европейского кино. В этом году Фестиваль посвящен перекрестному году культуры Великобритании и России.