#Гагачат: постсоветская коммунальная квартира в Instagram американской звезды
Этим летом на просторах Интернета родился феномен «#гагаграма» или «#гагачата» — такими хештегами сейчас обозначают комментарии под конкретной фотографией конкретной певицы.
Зовут певицу Леди Гага. Недавно американский актёр Бредли Купер (если вам что-то говорит это имя) ушёл к ней от своей прежней возлюбленной — русской модели Ирины Шейк. Инстаграм-сообщество «халатов», нацеленное на троллинг звезд, расценило этот факт как атаку на русское и организовало в инстаграм-аккаунте Гаги флешмоб, который, в свою очередь, вызвал стремление к солидаризации и поддержке соотечественницы.
Примерно после первой сотни тысяч комментариев на русском инстаграм Леди Гаги был окончательно «захвачен», а шельмование разлучницы Гаги ушло на второй план.
Сейчас количество комментариев перевалило за миллион: устраивают переклички земляков, обмениваются рецептами, цитируют классику, ищут мужей и жен (как новых, так и уже имеющихся, не пришедших домой к обеду вовремя), рассказывают анекдоты и высмеивают стереотипы о страшных русских, пьющих водку и играющих на балалайке.
«У меня медведь сбежал, может кто-то встречал на улице? Откликается на кличку Пушок! Приметы: медведь, с ним бутылка водки и балалайка! Если кто-то его видел, сообщите, мне очень дорога та водка!!!»
Анализирующие феномен социальные антропологи сравнивают происходящее в Интернете с тем, как субкультуры в городах захватывают пространства при помощи языковых средств — граффити и неофициальной топонимии. В виртуальной среде то же самое делается при помощи русского языка в инстаграме американской певицы. Пользователи иронично задаются вопросом, «что это за баба стоит на аватарке нашего русскоязычного чата?», создают «Правила форума LADYGAGA», требуют «пишите, пожалуйста, по-русски. Здесь ведь #ледигагарусскийчат»: «Лайк если тоже считаешь что русский шрифт радует глаз в заокеанских страницах» (орфография и пунктуация авторов).
В общем изначально открытый для всех официальный инстаграм-аккаунт Леди Гаги становится «альтернативным интернетом» для русскоязычных пользователей, защищающихся от вторжения чужаков. Изредка в нем появляются комментарии на английском с просьбами допустить иностранца к празднику, в ответ пришедшему предлагают учить русский.
Аналитики отмечают, что подобного рода флешмоббинг довольно распространённое явление в Интернете, где пользуются популярностью неподцензурные ресурсы, позволяющие обмениваться не всегда законным контентом. Захват инстаграма Леди Гаги интересен не сам по себе, а своей массовостью и всенародностью, а также солидарностью участников, которая вызывает уважение у них самих, а не только у авторов многих СМИ, социальных сетей и каналов в мессенджерах, уже неделю обсуждающих происходящее в «#гагачате».
«Когда спит Владивосток — пишет Калининград» или «Здравствуйте! Перепись населения России здесь проводится?» «Я горжусь, что я — русская! Какая еще нация так сплоченно защищает своих. В Европе то соседей не знают как зовут, а чтоб вот так заступиться — никому и в голову не придет! А с юмором-то у них вообще проблемы!» — вот некоторые из выбранных наугад комментариев по этому поводу.
Посты типа «Крым вернули и Бредлика вернем. Не на тех напала» собирают под 2000 лайков и порождают массу подражаний. Но пишут не только жители России. «Ирусик, Украина тоже за тебя! Хоть здесь Украина и Россия за одно. Может, скоро и помиримся на фоне такого беспредела Гаги)))», — это уже размышления пользователя украинского сегмента Интернета.
После чтения ленты у кого-то может возникнуть пугающее иностранцев ощущение, что сталкиваешься с демонстрацией ностальгии по империи и тяги к реставрации СССР. Сами участники чата настаивают: происходящее — это стёб, специфическая советская и постсоветская практика, выходящая за пределы однозначной интерпретации. Здесь всё валится в кучу, вызывая дополнительный комическй эффект: рецепты борща, цитаты из «Евгения Онегина», объявления о продаже гаража, написанные нарочито простонародным языком упреки «разлучнице» и истории про медведя, сломавшего ядерный реактор... Вся эта «каша» — одновременно и рассказ про общую историю постсоветских людей, которые собрались под фотографией американской певицы, и их самоирония по поводу самих себя и объединительной национальной гордости. Но, как всякий стёб, он нацелен на «своих» — тех, кто может его понять и оценить. Пользователям по душе такая атмосфера импровизированной и виртуальной «коммунальной квартиры», устроенной в захваченном американском чате: «И знаете что, я прямо чувствую какую-то любовь ко всем этим людям, которые нашли повод, чтобы просто собраться в одном месте, пусть и виртуальном, и обсудить весело со стебом все и сразу. Хватит уже нам объединяться против бед и угроз. Вот так, когда весело и безобидно, оно же лучше. Инстаграм придумали американцы для американцев. Но русские пофиксили все алгоритмы, вступившись за русскую бабу, за Ирку».
«По-видимому, именно таких позитивных эмоций и недостает в списке национальных побед России тем, кто пишет в гагачате», — пишут в своём обзоре, посвящённом феномену сотрудники исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора» Института общественных наук РАНХиГС Дарья Радченко и Александра Архипова.
Посты в «гагачате» читала Марина Мельникова
СамолётЪ